Царица-водица
Тип: интеллектуально-развивающее.
Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная,познавательно-исследовательская,музыкально-художественная.
Цель: расширять знания детей о воде, ее свойствах, состояниях, роли в жизни человека.
Задачи: учить искать пути решения проблемной ситуации исходя из собственного опыта, делать выводы, умозаключения. Развивать умение работать в подгруппах. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.
Планируемые результаты: развитие интегративных качеств «активный, любознательный», «эмоционально отзывчивый», «овладевший необходимыми умениями и навыками», «способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту».
Содержание организованной деятельности:
Организационный момент.
- Ребята, послушайте и отгадайте загадку:
«Без чего не может мама ни готовить, ни стирать?
Без чего мы скажем прямо человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба..
Чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели
Чтобы не было беды, жить нельзя нам без… «воды».
Загадку вы отгадали правильно. Сегодня мы отправимся с вами в гости к «Царице-водице».Как вы понимаете слова «вода помощница»? (Стирает, умывает, поливает, моет, без воды погибнет все живое).
Давайте мы с вами посмотрим на карту. Как вы думаете, что обозначено на карте синим цветом?(вода).Правильно, а коричневым?(земля).А чего больше на планете-суши или воды? Правильно, воды на нашей планете больше. А вы знаете как назвали космонавты нашу планету? Голубой. Именно такой они увидели ее из космоса.
Пришло время отправляться в путь. Ни один путешественник не выйдет в дорогу без компаса. Этот прибор покажет нам путь в царство воды. Посмотрите, стрелка показывает нам направление. Мы отправляемся в гости к младшей сестре Царицы-водицы к капельке.
- Здравствуй ,дорогая капелька, мы пришли к тебе в гости.
Капелька:
Мокнет ежик, мокнет птичка,
Мокнет в поле электричка,
Мокнут ветки и соседки:
Не успели до беседки,
Мокнут зонтики и шляпы,
Мокнут чьи-то мамы, папы,
Мокнут лавочки, ограды
Лишь лягушки очень рады:
В лужах скачут, песни пляшут
И зеленым флагом машут…
Я еще не волшебница, но обязательно ею стану, а сейчас я хочу показать и рассказать вам о воде. Посмотрите, на столе стоит сосуд, какую он имеет форму (цилиндра),а сейчас я наливаю в него воду. Какую форму приняла вода?(цилиндра).А теперь какую форму приняла вода?(Шара).А почему?( Сосуд имеет форму шара).А теперь посмотрите, этот сосуд какой формы? Он имеет форму куба. А какую форму принимает вода, налитая в него?(Тоже форму куба).А теперь какую форму приняла вода? Вода выливается в поднос.(вода похожа на лужицу).Так какую же форму имеет вода?(Вода не имеет формы, она принимает форму сосуда в котором находится).
Посмотрите- это молоко, какого оно цвета?(Белого).Опускает в молоко привязанное на нитке колечко. Вы колечко видите?(Нет.) Тоже самое колечко опустить в воду. А теперь видите?(Да).Почему колечко не видно в молоке? Оно не прозрачное. А вода? Она прозрачная, без цветная поэтому колечко видно. Капелька угощает детей самой вкусной, полезной, хрустально чистой водой из лесного ручейка. Спасибо тебе Капелька, пойдем с нами. Дорога нам предстоит длинная, долгая. Предлагаю вам поиграть и отдохнуть.
ИГРА «Доскажи словечко»:
1) Чтобы чистым быть всегда людям всем нужна (вода).
2) Чистая вода для микробов (беда).
3) Чаще мойся воды (не бойся).
4) Пить воду морскую нельзя. Почему? Догадайтесь, друзья.(она соленая).
- Наш компас зовет нас в дорогу.
Мы отправляемся в гости к Сосульке.
Восп. Каплями забулькав,
Плакала сосулька:
Я хотела сесть повыше
Я хотела влезть на крышу.
Я ступила на карниз-
И боюсь свалиться вниз!
Кап! Кап! Кап!
Здравствуй,Сосулька. Спускайся вниз. А что интересного ты расскажешь ребятам?
Я покажу вам лед и снег. А что же в них интересного? Зимой и льда и снега на улице много.
А в руки их брать вам разрешают?(Нет).А у меня в гостях можно и снег и лед в руки брать, но не просто так, а обязательно рассказать нужно какие они?(Лед-гладкий,прозрачный,холодный,снег-белый,рыхлый,холодный).
А почему у вас руки мокрые?(Снег и лед тают от тепла и превращаются в воду).Что же такое снег и лед?(Замерзшая вода).
Физкультминутка.
Надо, надо нам помыться
Где тут чистая водица?
Кран откроем-щ-щ-щ…
Руки моем-с-с-с…
Щечки, шейку мы потрем
И водичкой обольем.
Спасибо тебе сосулька, пойдем с нами.
- Компас показывает дорогу к Облачку.
Здравствуй, Облачко.
Я такое облако, облако высокое
Облако далекое не достать рукой
Проплыву и скроюся в поле за околицей,
В озере умоюся чистою водой.
А почему ты Облачко такое печальное, что у тебя случилось?
Злая Стужа заморозила моего друга, заковала Лошадку в ледяной плен.
Ребята, нужно как можно скорее освободить Лошадку, отогреть.
Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы лед быстрее растаял? (ответы).
Поливаем игрушку горячей водой, а облачко помогает растопить ледяные оковы, оно вьется вокруг своего друга и помогает превратить лед в воду.
Облачко благодарит помощников и предлагает поиграть в игру «Догадайся по звуку».
Приглашаем Облачко путешествовать вместе с нами
- Стрелка компаса повернулась и привела нас к Снежинке.
С неба падали снежинки на замершие поля:
Ель запутали косынкой, белой шубкой тополя
И укрыли двор и сад, всякий снегу очень рад.
Опустилась снежинка на мою ладошку
«Кружишься давно ты, отдохни немножко».
«Ишь, какая хитрая, думаешь, не знаю?
На ладошке теплой сразу я растаю».
А если снежинка растает, во что она превратится? (В капельку воды)
Капелька угощала вас водой, какая вода была на вкус? (безвкусная).
Был ли запах у воды? (нет).
Посмотрите, как вы думаете что это? (белые твердые крупинки – это сахар, более мелкие крупинки – это соль, а вот это – лимонная кислота).
Давайте попробуем добавить соль, сахар и лимонную кислоту в воду и посмотрим, что же у нас получится. Давайте подумаем куда делся сахар, соль и лимонная кислота? (они растворились). А теперь мы попробуем эту воду на вкус. (дети пробуют воду и делают вывод что вода стала сладкая, кислая , соленая). А есть ли у воды запах?(нет).
Если капнуть в воду капельку духов, то вода приобретет запах. (нюхаем).
Спасибо тебе, Снежинка, за интересные сведения.
Приглашаем Снежинку путешествовать вместе с нами.
Давайте немножко отдохнем и поиграем в игру «Это можно или нет?»
***
Я сосульку полижу, и снежочком закушу,
Дайте дети мне ответ, это можно или нет?
***
Я по тоненькому льду, на реку гулять пойду
Дайте дети мне ответ, это можно или нет?
***
А когда наступит лето, я один уйду купаться
Дети дайте мне ответ, это можно или нет?
Дети садятся на ковер.
Иногда бывает так, что вода из помощницы становится разрушительницей. Послушайте и назовите явление, о котором говорится в стихотворении
«Волны мчатся в быстром беге
Закипит пучина вод
И покатится на берег
Всё затопит, всё зальет…
И квартиры городские
Превратятся в острова
Поплывут меж них людские
Вещи, бочки и дрова…» (наводнение)
И в таких случаях на помощь пострадавшим устремляются спасатели: на вертолетах, на лодках вывозят они людей с затопленных территорий.
«Порой зима приносит беды
Когда бураном налетит
И загудит звериным воем.
Деревья ветром низко гнет,
Насыплет снега толстым слоем
Пути дороги заметет…» (метель, снежный буран)
И в таких случаях людям на помощь приходят спасатели: они расчищают дороги, помогают людям освободиться из снежного плена.
Давайте ребята посмотрим, что же стало со льдом и со снегом? Лед и снег растаяли и превратились в воду.
Итог: мы сегодня узнали много о воде, и как о помощнице и как об опасной стихии.
Вы слыхали о воде?
Говорят она – везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает
В лес туманом заползает
На плите у нас кипит
Паром чайника шипит
Без нее нам не умыться
Не наесться, не напиться
Смею я вам доложить
Без воды нам не прожить!
А сейчас наш волшебный компас показывает дорогу в наш детский сад.
Дети с песней «Вместе весело шагать» «возвращаются» в детский сад.
Пока мы путешествовали, почтальон принес нам посылку, а отправила ее нам Царица-водица. Интересно, что же в ней может быть? Вы узнаете, если отгадаете загадку:
Очень любят дети
Холодок в пакете.
Холодок, холодок,
Дай лизнуть тебя разок!
Воспитатель раздает угощение детям.