«Роль игры при подготовке детей к школе».
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении.»
Ж.-Ж.Руссо
(Перед родительским собранием в помещении группы оформляется выставка методической литературы по игровой деятельности дошкольника, подборку детской литературы по организации сюжетно-ролевых игр).
Воспитатель:
Уважаемые родители, сегодня мы собрались, чтобы поговорить о детской игре и наших детях.
Вся наша жизнь игра… Игра начинается с началом жизни человека. Как только малыш рождается, он сразу начинает играть. Игра детей – это и развлечение, и обучение, и средство самоисследования, и построение своего «Я», и самооздоровление себя через игру, и коррекция детско-родительских отношений.
А что означает слово – «играть»?
(Воспитатель предлагает высказаться присутствующих на собрании родителей – не менее 4-5)
Воспитатель:
(Подводит итоги обсуждения, приводит определение слова «игра»)
«Играть, игровать – шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем-либо для забавы, от скуки, безделья.»
«Толковый словарь русского языка», В.Даль
Пожалуйста, придумайте слова, которыми можно назвать играющего ребенка?
(Игрун, игруша, игрунок, игрунчик, игрунишка)
Кто такая «игрица»?
(Молодица, девка, которая поет на игрище, вечеринке)
Кто такой «игрец»?
(Актер, лицедей, шут, потешник, скоморох)
Воспитатель:
Играли всегда и везде. А для чего и почему люди играют?
(Высказывания 2-3 родителей)
Через игру ребенок познает окружающий мир, в игре удовлетворяются его основные потребности:
- стремление к самостоятельности;
- участие в жизни взрослых;
- потребность в познании окружающего мира;
- активное движение, общение со сверстниками.
Ребенок хочет действовать как взрослый, и он начинает действовать, как будто бы он взрослый. Выполняя определенную роль, ребенок осознает свое «Я»…
Игра – это максимально свободная от всякого принуждения деятельность, находящаяся во власти эмоций, в которой ребенок раньше всего учится управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами и нормами. Свобода в игре существует только в пределах взятой на себя роли. Эти ограничения ребенок берет на себя добровольно, по собственному желанию, и это доставляет ему удовольствие.
Игра упорядочивает не только поведение ребенка, но и его внутреннюю жизнь, делая ее более осмысленной и осознанной.
Игра – самая привлекательная деятельность для дошкольника и является ведущей в дошкольном детстве.
Однако, в последние годы сложилась тенденция постепенного ухода игры из детского сада, семьи. Она вытесняется учебной деятельностью.
Вопрос родителям:
Как вы думаете, почему?
(Главной заботой родителей и, следовательно воспитателей детского сада, является готовность детей к школе, которая выражается в умении детей читать, писать, считать…)
Вместе с тем, ранняя загруженность детей в детском саду и в семье учебной деятельностью ведет к тому, что они все раньше становятся маленькими школьниками. Раннее обучение нарушает специфику дошкольного этапа развития ребенка, превращая детей в уменьшенную копию взрослых. Такая готовность не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению. Дошкольник, так и не научившийся играть, останется личностью незрелой.
По данным психологов, успешностью в обучении отличаются те дети, которые исчерпали возможности развития в рамках дошкольного возраста с его ведущей деятельностью – ролевой игрой. А «ненаигравшиеся» дети характеризуются худшей успеваемостью, несформированностью мотивов учебы и в целом познания, быстро утрачивают интерес к школе.
Те дети, у которых игровая деятельность не сформирована, обычно не испытывают потребности в переходе к новой ведущей деятельности – учебной.
Вопрос родителям:
Как вы думаете, какими качествами должен обладать младший школьник, чтобы учение происходило успешно?
(Высказывания 3-5 родителей)
Воспитатель:
(Подводя итоги обсуждения)
Необходимые качества ребенка, ориентированного на обучение:
- в первую очередь у него должна быть сформирована учебная мотивация, учебный мотив - он должен хотеть учиться;
- для успешного обучения в школе у ребенка должны быть сформированы навыки построения внутреннего плана действий в рамках предстоящих задач, игры, поведения, т.е. способность действовать в уме;
- важно, чтобы ребенок обладал достаточным запасом общих и практических знаний;
- необходимым качеством является произвольность деятельности, т.е. умение (опыт) подчинять свои действия правилам, которые устанавливает воспитатель (учитель), взрослый;
- творческая активность и инициативность.
Эти качества являются стержневыми для формирования личности, они формируются не на занятиях, им нельзя «научить» ребенка. Тем не менее многие родители предпочитают отдавать ребенка на занятия, которые проводятся по школьному типу и на учебном материале.
Подготовка к школе ни в коем случае не должна сводиться к обучению ребенку чтению, письму и т.д. Все эти умения и навыки легко могут быть сформированы при наличии вышеперечисленных базовых характеристик. Однако при недостаточном развитии этих характеристик ребенок активно натаскивается в отношении каких-то конкретных умений, что может весьма пагубно отразиться на его дальнейшем развитии.
Учебная деятельность – преимущественно деятельность индивидуальная. Тем не менее учителя обращают внимание на то, чтобы класс формировался как коллектив. Формирование детского коллектива начинается в дошкольном детстве, в совместной деятельности детей. И игра при этом имеет первостепенное значение. В игре ребенок не только учится прислушиваться к партнеру, ориентироваться на его интересы и особенности, но и учится смотреть на себя глазами «другого», корректируя собственное поведение, подчиняя свое желание общим интересам.
Вопрос родителям:
Как вы думаете, будут ли в школе отличаться дети, пришедшие из дошкольного учреждения и семьи?
(Высказывания 3-5 родителей)
В школе заметны «домашние» дети, не получившие в достаточном объеме совместного игрового опыта. В результате такой ребенок, «дорвавшись» до сверстников, либо полностью отдается игре и общению, либо с трудом устанавливает отношения с одноклассниками, требуя признания своей исключительности или же полностью перекладывает всю инициативу на других (как это было в семье). То есть задачи, не решенные в дошкольном детстве, переносятся на школьный возраст. При этом начинает страдать учебная деятельность – ведущая в этом возрасте.
Вопрос родителям:
Стоит ли, на ваш взгляд, считаться со здоровьем ребенка при определении его в школу?
(Высказывания 3-5 родителей)
Проблема здоровья – актуальнейшая на сегодняшний день проблемам. Организация современного учебного процесса ориентирована на ребенка с хорошим здоровьем – нагрузки в начальной школе велики. Гиподинамия, характерная для учебного процесса, еще более усугубляет эту ситуацию. Особенно плачевно состояние детей, мало игравших в подвижные и спортивные игры, которые способствуют общему физическому развитию, формированию мелкой моторики, общей сенсомоторной координации. В младшем школьном возрасте на это остается реально мало времени.
Результат – сколиозы и прочие нарушения в физическом развитии детей.
Вопрос родителям:
Кто из вас обучает ребенка письму дома?
(Высказывания 2-3 родителей)
Прежде чем обучать ребенка письму, помните, что подлинная подготовка к письму происходит не в процессе тренингов по книжкам «готовим руку к письму», где дети механически копируют палочки и крючочки, а в результате формирования у ребенка мотивации к письменному выражению своих мыслей, которую он получает в специфических видах детской деятельности – играх и рисовании, в результате которых появляется потребность а передаче письменного сообщения.
К родителям у нас есть пожелание – научить ребенка писать свое имя, чтобы они могли подписывать свои работы по изобразительной деятельности, поделками.
Развитие ребенка происходит по присущим ему закономерностям психического развития, а попытка ускорить развитие путем более раннего начала обучения по школьному типу приводит к искаженному развитию детей, ухудшению их психического здоровья, что проявляется в массовой неготовности детей к школьному обучению. Поэтому нецелесообразно укорачивать дошкольный период детства за счет целенаправленной подготовки детей к обучению в школе в виде проведения с ними занятий, на которых их обучают школьным азам.
Задача детского сада – воспитание и развитие ребенка (развитие его мотивационной сферы, мышления, памяти, внимания и др.), а не обучение его простейшим школьным навыкам. Это задача начальной школы.
Так давайте же больше и чаще играть с детьми в самые разнообразные игры. Позволяйте себе игровой опыт общения с ребенком.
Игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного, телесного и эмоционального самочувствия ребенка. Давайте играть!
Решение родительского собрания:
1.Продумать в семье организацию игрового пространства для детской игры;
2.Уделять больше внимание игры. Включаться в игры ребенка;
3.Поощрять сюжетно-ролевые игры ребенка;
4. Включаться в работу детского сада по игровой деятельности.
Результаты анкетирования
детей и родителей по теме «Игра»
(к родительскому собранию на тему:
«Роль игры при подготовке детей к школе»)
1.На вопрос «Что такое игра?» в основном получены следующие ответы родителей: «развлечение», «интересное времяпровождение», «общение», «получение новых знаний», «ознакомление с окружающим миром», «активный вид деятельности».
Наши дети как один ответили, что они любят играть.
2. Ответы детей и родителей про любимую игрушку ребенка не во всех семьях совпали. Некоторые родители просто перечислили игрушки, в которые играет ребенок. Настораживает, что любимой игрушкой детей является компьютер, что дети отдают предпочтение: «Черепашкам-ниндзя»; «Звездные войны»; другие «стрелялки». Любимой игрушкой называют ружье.
Вопрос родителям:
Давайте подумаем, а что воспитывают эти игрушки, что они дают для развития личности ребенка?
(Обсуждение с родителями, 3-4 чел.)
3. Где играет ваш ребенок?
Большинство родителей отмечают, что у ребенка есть игровое пространство в семье.
По опросам детей видно, что дети в основном играют на диване, на полу, на своей кровати. Лишь двое сказали, что играют в своей комнате.
При этом следует обратить ваше внимание на то, что у ребенка должно быть обязательно свое игровое пространство, которое оказывает влияние на развитие личности ребенка. Пространство должно быть достаточным для деятельности ребенка. Из-за стесненных жилищных условий порой это порой трудно сделать, но надо находить выход их этой ситуации.
4. Играете ли вы с ребенком?
Почти все родители ответили положительно – да, играем, кроме одной семьи.
Вместе с тем, многие дети ответили, что играют: одни; с киской (я ее мучаю); на ПЭВМ (игровой приставке); с братиком, сестрой, бабушкой (дедушкой). Лишь двое ребят ответили, что играют с мамой.
Дети играют в прятки, прыгают на диване, играют в аркадные и другие игры на ПЭВМ. Два мальчика сказали о том, что играют в настольные игры. Но практически никто из детей не сказал о том, что дома они играют в сюжетно-ролевые игры, а ведь сюжетно-ролевые игры хорошо готовят к обучению в школе.
5. Учитываете ли вы нагрузку во время игр?
Результаты опроса показали, что взрослым необходимо помнить, что перегрузки вредны дошкольнику, это может впоследствии отразиться на его здоровье и учебе в школе.
6. Мнения о том, что важнее для дошкольника – игра или подготовка к школе, разделились практически поровну.
Однако следует помнить, что игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, поэтому наши дети должны как можно больше играть.
7. Копируют ли дети взрослых?
Дети копируют нас. У нас они учатся, с нас берут пример, как и мы, будут строить свой досуг, свою жизнь. Поэтому неудивительно, что дети, посещающие дополнительные занятия, так же отправят своих детей на занятия, когда станут взрослыми.