Использование природы в оздоровлении дошкольников.

Автор:Пискунова А.А.
Дата публикации:29.05.2011
Просмотров:11747

Мы используем« Человек - часть природы и должен жить по её законам. Тогда здоровье восстанавливается и сохраняется естественным путём».
Наверное, высокая и вечная мечта человечества о великом, прекрасном, мудром единении человека с природой дарована людям свыше. Как всякую мечту, мы несём это ощущение в себе по жизни.

Но современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё более новые, более высокие требования к природе ребёнка, его психике, интеллектуальным и физическим возможностям.

            Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления №52 г.Армавира посещают дети, инфицированные туберкулёзом, исходя из этого, приоритетным направлением деятельности ДОУ является охрана и укрепление психофизического здоровья, формирование здорового образа жизни воспитанников детского сада.
  Повышенные требования к детскому организму находятся  в противоречии с тенденцией ухудшения здоровья детей, уже начиная с дошкольного возраста. В силу этих причин проблема сохранения здоровья детей становится особенно актуальной, выходит из разряда медицинской и всё более приобретает характер педагогической.
            Мы в своем исследовании опирались на имеющие место в научной литературе подходы к использованию мира природы в оздоровлении детей дошкольного возраста и сделали попытку внедрить некоторые методики по оздоровлению детей силами природы в воспитательно - образовательную работу, интегрируя их с лечебно-профилактической и лечебно- оздоровительной практикой. Именно естественная природная среда стала в нашей работе основным фактором объединяющим деятельность всех специалистов: педагогов, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, старшей медсестры, родителей, социальных институтов детства.

            Работа по формированию основ здорового образа жизни и развитие физкультурно-спортивных навыков у детей осуществляется в рамках реализации программы «Здоровый дошкольник» и инновационного проекта «Комплексная система укрепления и формирования здоровья тубинфицированных и тубвиражных детей в условиях дошкольного образовательного учреждения», которые представляют целую систему физкультурно-оздоровительных, лечебно- профилактических и коррекционно-диагностических мероприятий: физкультурные занятия, утренняя и коррегирующая гимнастика после дневного сна, релаксациоционные минутки, пальчиковая гимнастика, динамические паузы между занятиями, физкультминутки, современные методики оздоровления: массаж биологически активных точек, самомассаж по Уманской, дыхательная гимнастика П.П.Бордучили, гимнастика пробуждения Н.Н.Ефименко, упражнения на коррекцию зрения и осанки.
            В детском саду выстроена система работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов ДОУ.  Наш коллектив целенаправленно работает над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства.

На территории детского сада создан ландшафтный дизайн, включающий в себя: дорожку здоровья, биотоп, альпийскую горку в виде сказочного замка, цветники с яркими красивыми растениями цветущими с ранней весны до поздней осени. В оформлении игровых площадок использовалось сочетание малых архитектурных форм с растениями и природными материалами (спилы деревьев, ракушки, камни, галька, шишки).

   В групповые и спальные комнаты педагоги совместно с родителями подобрали комнатные растения, которые улучшают качество внутренней среды, снижают в ней содержания углекислого газа, пыли, патогенной микрофлоры и вредных веществ. В зависимости от фитонцидных и летучих свойств комнатных растений они располагаются по зонам: в групповой комнате находятся растения способствующие повышению умственной активности, в спальнях - растения способствующие расслаблению и быстрому засыпанию.

      Эколого- оздоравливающая среда- это среда, которая используется в оздоровительных и познавательных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой,  умения сопереживать, видеть прекрасное.
             Важным звеном в целостной системе повышения профессионального мастерства педагогов является организация методической работы, которая направлена на достижение цели инновационного проекта. В ДОУ используются широко известные формы работы: педагогические советы, консультация - диалог, семинар-практикум, деловые игры, круглый стол «Использование естественных сил природы в укреплении психического и физического здоровья детей», « Зеленые доктора» в детском саду и дома», тематические выставки, смотры-конкурсы « Оборудование природных пространств в групповых помещениях и на территории ДОУ», «Лучшая игровая площадка».
Среди разнообразных форм работы с педагогами наиболее эффективные – неделя педагогического мастерства, презентация творческих проектов «Зелёные доктора», «Целебная сила комнатных растений», «Наши зеленые друзья-деревья». Метод проектов успешно используется в детском саду как инновационный с детьми и родителями.
 Использование разнообразных форм методической работы способствует внедрению отдельных компонентов экспериментальной программы в образовательный процесс ДОУ.


   В течение многих лет детский сад проводит целенаправленную, систематическую,  планомерную работу с родителями. Основная цель этой работы - создание единого оздоровительного образовательного пространства «детский сад- семья». Наш педагогический коллектив постоянно находит новые формы взаимодействия, наполняет их актуальным содержанием и преподносит его так, чтобы родители захотели им воспользоваться. В качестве основных форм работы с семьями наших воспитанников мы используем « Недели здоровья», «Дни открытых дверей», совместные мероприятия по созданию ландшафтного дизайна на территории ДОУ, досуги и развлечения, совместные походы и экскурсии в природу. Одной из эффективных нетрадиционных форм работы с родителями является семейный клуб «Школа здоровья для родителей». Учитывая специфику детского сада, а также предпочтения родителей  планируются занятия клуба, ориентированные на формирование основ здорового образа жизни, укрепления здоровья детей и родителей в домашних условиях. На заседаниях клуба семьи воспитанников презентуют опыт семейного воспитания по приобщению к ЗОЖ: конкурс семейных стенгазет  « Я в мире природы»,  составление коллажей «Полезная и вредная еда», плакаты «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья».
 Здоровье детей - это цель, где сходятся интересы семьи и учреждения, поэтому все мероприятия проводимые в детском саду помогают родителям понять значимость здорового образа жизни в воспитании ребёнка - дошкольника.

Комментарии:

Дата: 19.08.2015 Автор: Ольга Всё интересно, но о результативности нет ничего!

Смотрите другие статьи

Автор: Литау Лилия Николаевна музыкальный руководитель ДС " Улыбка" г. Черногорск Сохранение здоровья ребёнка в процессе вокальной деятельности.
Автор: Грехова Марина Геннадьевна ДС № 164 Речевое развитие старших дошкольников посредством экспериментально-исследовательской деятельнности.
Автор: Мезинова Юлия Александровна картотека дидактических игр по ознакомлению с трудом взрослых
Автор: С. Лупан. Поверь в свое дитя. Как научить ребенка считать часть 2
Автор: Файзрахманова Д.А. Матур сөйләшик.
Автор: Голубева Валентина Петровна Методическое пособие "Фонетическая зарядка для дошкольников"
Автор: Архирейская Анна Владимировна Упражнения по развитию речи с элементами ТРИЗ для детей 5-7 лет
Автор: Александра Шмулевская Профилактика плоскостопия
Автор: Василий Осторожно ручки на кастрюлях
Автор: С. Лупан. Поверь в свое дитя. "Дельта",Спб. - 494 с. Знакомство ребенка с алфавитом