Организации непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе.

Автор:Литвинова Сафия Усмановна МБУ д/с № 163 "Непоседа" г.о. Тольятти
Дата публикации:23.12.2013
Просмотров:17860

Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе. В настоящее время в рамках ФГТ под интеграцией понимается интеграция не разделов дошкольного образования, а интеграция детских видов деятельности.


Планировать непосредственно-образовательную деятельность по формированию элементарных математических представлений в своей группе мы стараемся по принципу объединения нескольких видов деятельности, связанных одной темой; организовать процесс передачи и освоения материала, отслеживая при этом уровень развития каждого ребенка, создаем условия для развития творческих способностей.


У нас средняя группа, длительность непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений - 15-20 минут, проводим по подгруппам, а для закрепления материала (с детьми, которые затруднялись или не справились) используем индивидуальную форму работу в свободное время.


В работе мы пользуемся пособием авторов И.А. Помораевой, В.А. Позиной «Занятия по формированию элементарных математических представлений», где включены комплекс игровых заданий и упражнений. Эта методика подразумевает создание ситуаций сотрудничества, содеятельности и активизации мыслительной самостоятельности, развивает активную позицию ребенка на поиск способов решения поставленных задач.


Мы в своей группе стараемся выбирать интересные и нестандартные формы проведения НОД, используя разные виды деятельности для того, чтобы поддерживать внимание воспитанников, повысить познавательный интерес.  В результате у детей развивается воображение, внимание, мышление, память, коммуникативные способности.


Организацию НОД мы структурируем примерно следующим образом:



  1. В водной части создается проблемная ситуация, стимулирующая детей к поиску ее решения.

  2. В основной части детям даются знания необходимые для решения проблемного вопроса на основе содержания различных разделов программы с опорой на наглядность. И параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучения связной речи.

  3. В заключении предлагаем любую практическую работу на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.


Основные принципы, которыми мы руководствуемся, остаются те же:



  • Демонстрировать позитивное отношение к ребенку, не проявляя раздражения.

  • Общаться эмоционально, так как монотонная речь быстро утомляет.

  • Меньше замечаний, больше похвалы.

  • Находиться рядом, быть готовым к эмоциональной поддержке.

  • Вседозволенность, заискивание перед ребенком недопустимы.


Так как современные требования к образованию дошкольников предполагают максимальное сокращение занятий (по типу уроков) и увеличение количества других форм: игры, наблюдение, беседы, обсуждения и др., поэтому знания, полученные в НОД по ФЭМП мы закрепляем в повседневной жизни в процессе организации различных видов деятельности в режимных моментах.


Особое внимание уделяем дидактическим играм, которые основаны на базе сенсорных представлений. В игровой форме раскрывается творческий потенциал у детей. Многократное повторение и закрепление изученного материала в игре позволяет каждому ребенку раскрыться и показать свои возможности.


В свободной деятельности широко используем сюжетно-ролевые игры, где создаться условия для применения математических знаний и способов действий. В ходе выполнения игровых заданий мы побуждаем каждого ребенка пояснить свои  действия, что и как он делал,  что получилось в результате.


Огромную работу по ФЭМП параллельно с нами на своих занятиях ведет наш логопед Надежда Сергеевна. Игры, которые она рекомендует, мы включаем и в организацию НОД, в основном выполняем во вторую половину дня. Такие игры, например: «Один-много», «Назови форму предмета», «Скажи правильно» (на подбор антонимов), игры  на согласование существительных с  числительными и др.


Интеграция умственной и физической нагрузки осуществляется на физкультуре, у Елены Михайловны, где четко просматривается двигательная деятельность с математическим содержанием. Елена Михайловна практикует использование различных считалок,  в которых используется порядковый и количественный счет. Порядковый счет присутствует и при расчете на «первый-второй», при команде и дозировке общеразвивающих упражнений. После проведения подвижных игр, в которых водящий ловит игроков, дети считают пойманных игроков,  сравнивают, какой водящий поймал больше (меньше). Широко используются подвижные игры с математическим содержанием, например: «Эстафета парами», «Попади в круг», «Сделай фигуру», «Чья команда соберет больше мячей в корзину», «Метание на дальность» и другие. Все эти математические понятия закрепляются и на прогулке, во время подвижных игр, дети, не осознавая нагрузки считают, размышляют, думают.


«Коммуникация» четко прослеживается в ФЭМП. Ведь от правильной формулировки , постановки вопроса нами, зависит, поймёт ли его ребёнок и каков будет его ответ (будет ли он полным, грамотно сформулированным).


На своих занятиях по художественной литературе мы выбираем произведения, способствующие формирование представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине, ориентировке в пространстве. Например, «Колобок» познакомит с порядковым счётом, «Теремок» и  «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счёт. Также широко используем считалки, загадки, пословицы, поговорки, приметы по теме.


На художественном творчестве (рисовании) Ильмира Мансуровна математические задачи решает своими методами и приёмами: ориентировка на листе бумаги (в центре листа, левее-правее, выше-ниже), многоэтажный дом, широкая улица, на закрепление геометрических фигур: голова - круглая, туловище - овальное, 4 лапки и т. д.


Развлечения, утренники также объединяют несколько видов деятельности, где дети демонстрируют свои знания и умения. Родители могут оценивать успешность своего ребёнка и принять участие в соревнованиях, играх, конкурсах.


Математическое развитие в д/с не имело бы смысла без взаимодействия с родителями. В своей практике мы используем разнообразные формы работы: родительские собрания, наглядная информация, тематические стенды, демонстрация детских работ и конечно индивидуальные консультации. Мы стараемся донести до родителей, что математическое развитие осуществляется не только в специально организованной НОД, но и  на протяжении всего дня: утром во время одевания, по пути в д/с, на прогулке, дома за обычными делами, например, считать и сравнивать игрушки, одежу, посуду, мебель; на прогулке  - этажи домов, ширину улиц, количество встречных машин и др.


Учитывая, что математического развития может осуществляться через интеграцию с другими образовательными областями (практически всеми) из этого вытекают свои плюсы и минусы.


- При интеграции мы объединяем несколько видов деятельности, одновременно ставя несколько целей, в результате работа получается объёмной и мы не укладываемся во времени (отведённых 15 мин.)


- НОД во вторую половину дня не даёт ожидаемого результата, т.к. у детей снижена работоспособность.


 - Отсутствие пособий и методической литературы с учётом ФГТ отражается на интеграции: затрачиваем много времени и усилий на планирование и организацию образовательной деятельности.


Конечно, у интеграции НОД есть и свои плюсы:


- Возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей;


- Экономия времени для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности;


- Ребёнок не успевает утомиться от количества приобретённых знаний за счёт эмоционального восприятия и перехода к другой деятельности.


Бесспорно, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, даёт возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями, всё сводится к полноценному развитию детей.


 


Список литературы.



  1. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д, Михайлова З.А. и др. Обучение математике в детском саду - М.: Издательский центр «Академия», 1997.

  2. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 1985.

  3. Михайлова З.А. Математическое развитие дошкольников: Учебное пособие/ Сост.З.А. Михайлова и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2000.

  4. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез. – 2010.

  5. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием - М.: Просвещение, 1987.

  6. Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс»", 2004.

Смотрите другие статьи

Автор: Литау Лилия Николаевна музыкальный руководитель ДС " Улыбка" г. Черногорск Сохранение здоровья ребёнка в процессе вокальной деятельности.
Автор: Грехова Марина Геннадьевна ДС № 164 Речевое развитие старших дошкольников посредством экспериментально-исследовательской деятельнности.
Автор: Аникина Инна Михайловна Метания мешочков в вертикальную цель
Автор: Кудрявцева Светлана Николаевна Звуки С-Ш
Автор: неизвестен МЕТОДИКА ЧТО ЗДЕСЬ ЛИШНЕЕ?
Автор: ФИЛИНА АЛЕНА НИКОЛАЕВНА РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
Автор: Кищенко Елена Юрьевна ДС № 164 Взаимодействие детского сада с семьей, как условие развития личности ребенка
Автор: Жарикова Инна Алексеевна «ПРОБУЖДЕНИЕ ПОСЛЕ СНА»
Автор: Овчинникова Людмила Александровна ДС № 164 Значение использования информационно-коммуникативных технологий
Автор: неизвестен МЕТОДИКА «ЗАПОМНИ И РАССТАВЬ ТОЧКИ»