Что включает в себя готовность к школе?

Автор:По материалам Кабанова М.Н. Готовимся к школе. - М:2003. - 223с.
Дата публикации:01.02.2011
Просмотров:9156

Очень скоро ваш ребенок пойдет в школу. Как хочется, чтобы он был успешен, чтобы все у него ладилось: и с учебой и с одноклассниками, да и чтоб учительница любила его как родного. Ради этого мы готовы на все. Мы учим малыша читать, рассказываем про солнечную систему, считаем все, что только можно сосчитать. Достаточно ли этого? Мож­но ли быть уверенным, что читающий, счи­тающий, и знающий названия всех давно вымерших динозавров ребенок будет успешным в школе?

К сожалению, нет. Помимо интеллектуальной готовности (читать, считать, общей осведомленности), готовность к школе включает в себя и другие, очень важные характеристики, отсутствие которых может очень усложнить жизнь ребенка в школе. Самостоятельность, адекватная самооценка, умение планировать и контролировать свою деятельность, хорошая пространственно-временная ориентировка, крепкое физическое здоровье, умение общаться с детьми и взрослыми, высокая познавательная активность, преобладание учебных мотивов над игровыми — вот перечень важнейших характеристик, от которых зависит будет ребенок успешным в школе или нет.

Рассмотрим более подробно важнейшие из вышеперечисленных характеристик.
Хорошо подготовленный к школе ребенок должен уметь планировать свою деятельность.
• Если ребенок может поставить цель и достигнуть ее — мы будем говорить о высоком уровне планирования.
• Если малыш, поставив цель, осуществит ее лишь частично,— это средний уровень пла­нирования.
•Если действия ребенка абсолютно не со­ответствуют поставленной цели или ребенок действует хаотично, совершенно не пытаясь достигнуть цель, мы имеем дело с низким уровнем развития данного качества.

Очень важная характеристика готовности к школе — это умение контролировать результат своих действий.
•Если ребенок может самостоятельно сравнить результат своих действий с постав­ленной ранее целью, можно считать, что у него высокий уровень контроля.
• Если ребенку удается это только частич­но, при участии взрослых, можно говорить о среднем уровне развития функции контроля,
• Ели ребенок абсолютно не способен соотнести свои результаты с поставленной зада­чей — это низкий уровень развития конт­роля.

Мотивация учения, как стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружающего мира и их использование — обязательное условие готовности ребенка к школе.
• При низком уровне развития данной характеристики малыш ориентируется только на непосредственно доступные органам чувств свойства предметов.
•Если ребенок стремится использовать некоторые обобщенные свойства окружающе­го мира, мы констатируем средний уровень развития мотивации учения.
•При высоком уровне развития учебной мотивации у ребенка наблюдается явное стремление находить скрытые от непосредственного восприятия свойства окружающе­го мира, определять закономерности и исполь­зовать их в своей деятельности.

Рассматривая уровень развития мышления, мы должны иметь в виду следующее.
• Высокий уровень развития интеллекта характеризуется умением слушать другого человека, выполнять такие логические опера­ции, как анализ, обобщение, сравнения, клас­сификация словесных понятий.
•При среднем уровне развития интеллек­та, операции сравнения и обобщения выполня­ются без ошибок, а более сложные операции: анализ, синтез, абстракция и конкретиза­ция — с ошибками.
• Ребенок с низким уровнем демонстрирует явное отсутствие умения слушать другого человека, допускает многочисленные ошибки в выполнении логических операций, как простых, так и более сложных.

Мы предлагаем вам на некоторое время стать психологами для своего ребенка и постараться выяснить насколько ребенок готов к школе, определить его сильные и слабые (если таковые имеются) стороны. Все, что в «плюсе» будет являться источником уверенности и поможет компенсировать то, что в «минусе». А над «минусами» есть время поработать.

Для диагностики мы будем использовать тестовые задания. Тест — система заданий, по­зволяющих измерить уровень развития опре­деленного психологического качества.
Итак, вы готовы? Тогда за дело.

Несколько предварительных замечаний, которые позволят сделать процесс диагностики приятным и увлекательным как для вас, так и для ребенка.
• Постарайтесь превратить все тестовые за­дания в увлекательную игру-исследование. Пусть ребенок будет спасателем, или Шерлок Холмсом, или маленьким профессором и т. п.
• Относитесь к полученным результатам философски: мы не отбираем детей в космонавты. Помните, что невысокие результаты это не при­говор, а указатель направления, в котором можно развивать ребенка.
Дети развиваются неодинаково: одни опережают сверстников, другие развиваются медленно. Развитие третьих напоминает скачки кузнечика — долго готовится, а потом прыгает далеко и легко. Обучаемость — это тоже ин­дивидуальная характеристика. Скорость и качество усвоения знаний зависит от многих факторов. Сюда можно отнести:
• свойства нервной системы;
•способы получения, переработки и хранения информации;
• личностные особенности ребенка.

Наблюдая за ребенком, выясните, при каких условиях он бывает успешен, как быстро он схватывает суть задания, как много времени ему надо, чтобы приступить к его выполнению. Все эти наблюдения вам пригодятся, ког­да ребенок попросит у вас помочь выполнить домашние задания.
Все задания в тестах, и их варианты, кото­рые вы можете придумать сами, опираясь на образец, могут служить упражнениями для развития тех качеств, которые они диагностируют.

 

Комментарии:

Дата: 02.02.2011 Автор: Ваcилий Отличная статья!

Смотрите другие статьи

Автор: Миронова Валентина Ивановна Дидактическая игра в развитии у детей дошкольного возраста логических отношений
Автор: Шилкина Надежда Васильевна С математикой - в путь
Автор: Жарикова Инна Алексеевна "Дидактические игры и упражнения для сенсорного развития детей с нарушением зрения"
Автор: Александра Воспитание хороших качеств у детей
Автор: Воронина Ирина Как заниматься с месячным ребенком.
Автор: Файзрахманова Д.А. Матур сөйләшик.
Автор: Колбешина Анна Владимировна ДС № 164 Использование принципа интеграции образовательного процесса и игровой деятельности в решении задач нравственного воспитания.
Автор: Анна Жумабаева Преемственность между дошкольным и начальным обучением: проблемы, пути, решения.
Автор: Шума Вера Николаевна ДС № 164 Конспект НОД «Тольятти - Город мой родной» для открытого показа воспитателям ДС
Автор: Игубаева Алтын Талгатовна Формирование количественных представлений старших дошкольников средствами методики Дж. Кюизенера