Ваша запись была успешно добавлена!
Ok
Ваше сообщение было успешно отправлено!
Ok
Обратная связь сайта «Интернет - Гномик»

Речевое развитие старших дошкольников посредством экспериментально-исследовательской деятельнности.

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому также важно заботиться о современном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

Большой интерес для нас представляет развитие связной речи в процессе экспериментально-исследовательской деятельности, которая разнообразием связей и зависимостей влияет на развитие личности и самостоятельность мышления. Находя и определяя словом причинную и временную зависимость, взаимосвязь каких-либо явлений, ребенок учится объяснять, сопоставлять, сравнивать, делать выводы. А эти умения необходимы для формирования таких качеств связной речи, как доказательность, последовательность, четкость.

 Предлагая ребенку понятное и значимое для него поручение и спрашивая о его выполнении, взрослый привлекает внимание, интеллект, память, моторику, речь, а затем, когда у детей развивается самостоятельность, сообразительность, они учатся рассказывать.

Нужно отметить, что языковая способность непременно должна включать в себя  развитие чувства языка. Оно вступает в силу тогда, когда ребенок должен комбинировать языковые единицы в высказывание. Подчеркнем, что это творческое комбинирование во всех смыслах. Во-первых, ситуации речевого общения постоянно меняются. Это заставляет ребенка создавать новые фразы, которые раньше в его речевом опыте не встречались, и комбинировать их в новых сочетаниях. Во-вторых, изменение ситуации и новые комбинации высказывания рождают у ребенка новые мысли, отсюда возникает и новое выражение их посредством языка. Именно в тот момент, когда ребенок находит новое речевое решение в какой-либо конкретной ситуации, происходит развитие языковой способности. И здесь важнейшей задачей становится обучение, формирование у ребенка этой способности.

Совокупность развитых у ребенка речевых умений и навыков и составляют языковую способность, которая позволяет ему понимать и строить новые высказывания в соответствии с речевой ситуацией и в рамках системы правил, принятых в данном языке для выражения мыслей.

Учитывая исключительную актуальность данной проблемы, была выдвинута гипотеза: видимых успехов в речевом развитии дошкольников можно добиться при организации экспериментально-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель данного исследования: Определение влияния экспериментально-исследовательской деятельности на развитие речи детей.

Объектом исследования является процесс речевого развития старших дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности.

Предметом исследования выступает речевое развитие детей.

Проблема исследования: выявление и создание педагогических условий, благоприятствующих речевому развитию старших дошкольников.

Практическая значимость работы (в плане новизны) заключается в усовершенствовании методических приемов по развитию речи дошкольников.

В ходе проведения экспериментальной исследовательской деятельности задача воспитателя состояла в том, чтобы в результате педагогической работы у дошкольников сформировались умения четко формулировать свои мысли, формирование логического мышления, мыслительных процессов.

Оценивая результаты,  можно сказать, что дети продвинулись в умении общаться, в умении принимать оптимальные решения, анализировать, т.е. можно считать, что удалось добиться определенного усовершенствования их научно – деловой речи. В процессе занятий дети учились не только строить рассуждения, высказывать свои мысли, но и соглашаться или не соглашаться с мнением воспитателя и своих сверстников; постепенно у ребят появлялся интерес к позиции другого человека, они начинали обращаться друг к другу с вопросами и возражениями. У них формировалось умение убеждать в своей правоте. Накапливался речевой опыт. Дети учились правильно говорить, учились грамотному общению на занятиях

Разработанная нами система занятий по развитию речи посредством опытов, экспериментов может быть полезна воспитателям других ДОУ.

Дорогие друзья, если Вам понравилась статья, поддержите Нас, поделитесь с Друзьями!

Автор: Грехова Марина Геннадьевна ДС № 164
Просмотрели: 6835 раз(а)
Средняя оценка: 4
Оцените статью
Голосовать

Комментарии

Комментарий добавил: Александра

Дата: 2013-11-23

Спасибо! Очень полезный материал.

Смотрите также Оставить комментарий
* - поля обязательные к заполнению