Ваша запись была успешно добавлена!
Ok
Ваше сообщение было успешно отправлено!
Ok
Обратная связь сайта «Интернет - Гномик»

Дидактическая игра в развитии у детей дошкольного возраста логических отношений

В.В. Давыдов так описывает ситуацию, которая сложилась в современном детском саду:  в жизни ребёнка «идёт форсированная подготовка к школе, из ребёнка стремятся вылепить маленького школяра, проживающего и переживающего эрзац-форму дошкольного детства, а в школе ребёнка пытаются вернуть к формам дошкольной жизни». Из жизни детского сада, из жизни ребенка-дошкольника вытеснены игра и разные виды художественного творчества. Жизнь ребенка излишне дидактизирована. Подобная экспансия учебной деятельности в сферу дошкольного образования не способствует развивающему образованию дошкольников. «Закладка основ теоретического отношения к действительности – специфическая задача начальной школы, и дошкольное образование не может и не должно брать на себя ее решения. Цель развивающего дошкольного обучения состоит не в формировании каких-либо конкретных элементов учебной деятельности, а в создании ее универсальных генетических предпосылок», - В.В.Давыдов.


К числу психологических новообразований дошкольного детства относится творческое воображение. Являясь первоосновой созидательных возможностей и свершений ребенка, личностно-развивающим началом целостного духовно-практического бытия, оно формируется средствами специфически «дошкольных» видов деятельности – игры, многообразных разновидностей художественного творчества, конструирования, восприятия сказок, самостоятельного сочинительства и др. Воображение дошкольника – это почва, на которой вырастает позднее профессионально развитое воображение ученого, художника, изобретателя.


Продуктивное воображение и творческое мышление, таким образом, включены в единый контекст творческого развития ребенка на правах его самоценных образующих. Это единство, по мнению В.В.Давыдова, служит подлинным основанием в преемственности дошкольной и школьной ступеней в системе развивающего образования. Отсюда вытекает, что для успешного обучения в школе ребенку необходимо иметь высокий уровень развития воображения. Установлено, что продуктивное воображение развивается в игровой деятельности дошкольника. Средствами игры ребенок воспроизводит общие смыслы деятельности взрослых. Наряду с этим в дошкольном детстве нарастает  отмеченная многими исследователями тенденция следования образам взрослого при обучении, в повседневном общении. Однако в игре ребенок одновременно экспериментирует со смысловыми образами взрослости, проникает в их скрытое, не проявленное содержание. Обращаясь к смысловым основаниям этой деятельности, ребенок стихийно пытается получить ответы на вопросы, которые касаются его собственного бытия. Поэтому игра дошкольника – способ определения им своего собственного места в человеческом мире. Благодаря этому происходит творческое расширение смысловой позиции ребенка, универсализация зоны его ближайшего и более отдаленного развития. 


Исследования последних лет показали, что неготовность детей к школе во многом обусловлена тем, что игровая деятельность у них развита слабо. В известной степени в этом виноваты и организованные по школьной схеме обучающие занятия, которые сильно потеснили игру. Дошкольный возраст определяет дальнейшее развитие личности.


Анализ дидактической игры как игрового метода обучения показал, что и в теории, и на практике дидактическая игра в основном используется как игра-занятие, где инициатива полностью принадлежит воспитателю. Дидактическая игра в отличие от игры-занятия, по А.П.Усовой, содержит в себе определенные правила, которые определяют внешние и внутренние действия детей. Собственно дидактическая игра носит завуалированный характер – дети играют, не подозревая, что учатся и получают удовольствие от игры, от общения со сверстниками, от поиска ответа при решении умственных задач, возникающих в игре. 


Учитывая, что именно в игре происходят глобальные изменения в психическом развитии дошкольника, что дидактическая игра как разновидность игровой деятельности, как игра с правилами, возникает в старшем дошкольном возрасте, знаменуя собой переходный этап от одной ведущей деятельности к другой (учебной), следует предположить, что дидактическая игра – одно из условий, способствующих эффективному освоению детьми старшего дошкольного возраста логических отношений. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности для умственного развития детей. В игровой форме сам процесс мышления более стремителен, активен, так как игра присуща данному возрасту.


Таким образом, полноценное прохождение этапа дошкольного детства необходимо для формирования качеств, способствующих обучению в школе, развитию умственных способностей, освоению логических отношений. Исследования убедительно показывают, что в дидактической игре как переходной форме обучения дошкольников прослеживаются оба типа ведущей деятельности, с постепенным нарастанием элементов учебной деятельности. Результат деятельности детей может быть облечен в продуктивную форму, чему способствует наглядное моделирование как средство обучения. Мы считаем, что эффективным способом организации интеллектуальной деятельности старших дошкольников является социальное взаимодействие сверстников в дидактической игре под руководством взрослого.


Нами разработана серия дидактических игр, направленных на развитие логического мышления. В этих играх, в описании руководства предлагается возможность пользоваться подсказкой взрослого. Для повышения активности детей создаются ситуации для возникновения вопросов у играющих. Использование подсказки есть не что иное, как вопросы к воспитателю.


         Создание проблемной ситуации в играх – обязательное условие, которое, в связи с поиском решения, тоже обеспечивает у детей возникновение вопросов; в играх, загадках дети ищут отгадку, пытаются объяснить свой ответ; организация участников игр парами или небольшими группами способствует общению детей, в котором они тоже задают вопросы друг другу, ищут на них ответы. Умение задавать вопросы по содержанию осваиваемой темы является показателем мыслительной активности дошкольников.


Особое внимание при разработке игр на освоение логических отношений мы уделили созданию игровых правил, позволяющих замечать ошибки у себя и у сверстников и исправлять их. В играх на классификацию используется прием соревнования командами и парами, что приводит к выяснению ошибок для определения победителей. Чтобы обратить внимание детей на допущенные ошибки, используется прием  «иронии». Если дети допускают ошибку в построении модели, Старик Хоттабыч совершает «неправильные» действия – на самолете отправляется в морское путешествие.


Подобные игровые ситуации, используемые в играх, обеспечивают необходимость выдвижения детьми новой познавательной задачи, что усиливает мыслительную активность детей. Мы вынуждаем дошкольников искать аргументы, т.е. ставить перед собой познавательную задачу и в то же время помогаем им, давая наглядное средство, учим пользоваться моделью в игре.


         Таким образом, интерес ребенка к игре формирует его как активного деятеля.        

Дорогие друзья, если Вам понравилась статья, поддержите Нас, поделитесь с Друзьями!

Автор: Миронова Валентина Ивановна
Просмотрели: 2537 раз(а)
Средняя оценка: 2.5
Оцените статью
Голосовать

Комментарии


Ваш комментарий будет первым...


Смотрите также Оставить комментарий
* - поля обязательные к заполнению