Формы работы по лексической теме "Птицы" для детей 6-го года жизни.

Автор:Архирейская Анна Владимировна
Дата публикации:07.05.2012
Просмотров:13719

Формы работы по лексической теме «Птицы»


для детей 6-го года жизни


 


Подвижные игры


«Совушка»


Цели: развивать умение бегать в разных направлениях; воспи­тывать выдержку, честность при выполнении правил игры.


В одном из углов площадки очерчивается кружком гнездо для «совушки». Все дети изображают бабочек, жуков. По сигналу «День!» дети разбегаются, взмахивая руками. По сигналу «Ночь!» вылетает из гнезда «совушка», а остальные замирают на месте. Того, кто по­шевелится, «совушка» отводит к себе в гнездо. После 2-3 раз подсчитывается число пойманных, выбирается другая «совушка».


 «Скворечники»


Цели: развивать реакцию на сигнал, умение бегать в разных направлениях, ориентировку в пространстве, ловкость; воспиты­вать умение внимательно слушать сигналы педагога, честно вы­полнять правила игры.


В разных местах площадки чертятся кружки — скворечники. Число играющих нечетное. В каждом кружке помещается только пара скворцов. Один скворец остается без скворечника. По сигна­лу «Скворцы летят!» дети бегают по площадке, взмахивая руками изображая скворцов. По сигналу «Скворцы прилетели!» дети бегут в любые скворечники. Проигрывает оставшийся без места.


Другие подвижные игры: «Грачи и автомобиль», «Гуси-лебеди», «Воробьи и вороны», «Перелет птиц». Игры малой подвижности: «Пингвины на льдинах», «Ворона — синица».


«Стайка»


Цели: развивать речевое дыхание, ритмичную и выразитель­ную речь, быстроту реакции, внимание; воспитывать спортив­ную сноровку.


Дети выбирают водящего. Педагог вместе с ними произносит считалку.


Пой-ка, подпевай-ка,


Десять птичек — стайка:


Эта птичка — соловей,


Эта птичка — воробей,


Эта птичка — совушка


Сонная головушка.


Эта птичка — свиристель,


Эта птичка — коростель,


Эта птичка — скворушка


Серенькое перышко.


Эта — зяблик,


Эта — стриж,


Эта — развеселый чиж.


Ну а эта — злой орлан.


Птички, птички — по домам!


После этих слов дети разбегаются, а водящий (злой орлан) старается кого-нибудь осалить.


Игра с движениями «Гусенок пропал»


Цели: развивать чувство ритма, темпа, выразительность движений  и мимики, речь; формировать положительно эмоциональное настроение.


Ведущий


Гуси ходят поутру


По широкому двору,


Беспокоятся, кричат,


Не сочтут никак гусят …


Дети бегут на месте.


Га-га-га! Го-го-го!


Нет гусенка одного!


Ведущий


«Не сбежал ли он в лесок?» —


 Говорит им петушок.


Дети наклоняют голову.


«Нет, не коршун ли унес?» —


Спорит утка — плоский нос.


Дети делают повороты корпусом.


А индюк: «Балды-балды!


Поищите у воды».


Ведущий


Гуси белые сошлись,


По дороге поплелись.


          Дети идут на месте.


Черный ворон прилетел,


 На плетне повыше сел.


Дети взмахивают руками.


Кары - кар!


Я сам видал,


Как с гусенком волк бежал.


Ведущий


Как теперь помочь беде?


Гуси с горем — марш к воде.


И пустились по волнам...


Дети делают плавные движения руками.


                 Глядь — гусенок тоже там!


 


Физкультминутки


Цели: развивать двигательную активность, внимание, вырази­тельность движений; формировать хорошее настроение.


Лебеди


Летят, крыльями машут,                             Дети плавно взмахивают руками


                                                                              с большой амплитудой.


Прогнулись над водой,                               Наклоняются вперед, поворачивая         


Качают головой.                                          голову.


Прямо и гордо умеют держаться,              Выпрямляются, приседают.


Очень бесшумно на воду садятся.                         Взмахивают руками.


 


Птичка-невеличка                                       Дети присаживаются на корточки.


В небе летала


Села под окошком,


Крошек наклевала.                                      Стучат пальцами об пол.


Встрепенулась птичка,                               Встают, чирикают.


 Выпрямила спинку,


Песенку запела,                                           Бегут, машут руками-крыльями


В домик полетела.


 


Ласточки летели,                                         Дети бегут по кругу, машут руками.


Все люди глядели,


Ласточки садились,                                     Приседают, руки опускают за спину.


Все люди дивились,


Сели-посидели,


Взвились, полетели,                                    Бегут по кругу, взмахивают руками,


Песенки запели.


 


Воробьишки как проснутся                       Дети поднимают руки вверх.


Очень любят потянуться.                           Потягиваются,


Обязательно зевнут,                                    Зевают.


Ловко хвостиком махнут.                          Заводят руки вниз за спину.


Галка скачет, ловко пляшет,                      Прыгают.


Галка крылышками машет                         Машут руками.


 И взлетает без оглядки —                         Имитируют полет.


Это галкина зарядка.


А утенок косолапый                                   Шагают, переваливаясь с ноги на                      Широко расставил лапы.                          ногу.    


То одну, то обе вместе,                               Топчутся на месте.


Долго топчется на месте.


А когда зарядки мало,                                 Шагают на месте.


Начинает все сначала.


Цапле Трудно так стоять:                           Стоят на одной ноге, потом на


Ножку на пол не спускать,                                   другой, руки на поясе


И не падать, не качаться,


За соседа не держаться.


Выставка детских работ


Цели: развивать монологическую речь, творчество; воспиты­вать интерес к работам товарищей.


Педагог вместе с детьми удобно размещает в группе поделки, сделанные детьми ранее на занятиях по изобразительной деятель­ности и ручному труду. Дети показывают свою работу и составля­ют о ней небольшой рассказ.


Конструирование из бумаги «Птицы»


Ожидаемый результат: дети должны знать отличительные осо­бенности внешнего вида вороны, пингвина, совы; уметь склады­вать из бумаги птиц по типу оригами, рассказывать о последова­тельности действий.


Цели: развивать зрительное восприятие, аналитико-синтетическую деятельность, внимание, речь; воспитывать желание дос­тигать поставленной цели, упорство.


Педагог предлагает детям из бумаги сложить птицу по выбору, рассказать, какие они действия последовательно совершают, что­бы получилось задуманное, назвать части тела птицы, которые выделены в поделке. При необходимости дети могут использовать схемы в помощь.


Отгадывание загадок о птицах


Цели: развивать логическое мышление, речь, внимание; фор­мировать сдержанность, удовлетворение от решённой, задачи.



  • Они летать умеют,


Их пух и перья греют. (Птицы.)



  • Я — птица, но очень большая.


Я бегаю быстро, но не летаю. (Страус.)



  • Живу в тропических лесах,


Нектаром я питаюсь.


Меня соседи любят все,


Малышкой называют. (Колибри.)



  • Птица я, но не летаю,


В Антарктиде проживаю.


В черном фраке я хожу,


За собой птенцов вожу. (Пингвин.)



  • Летом насекомых поедаем, а осенью первыми улетаем. (На­секомоядные птицы.)

  • · Весною и летом нужна им вода.


А осенью поздней замерзнет она,


И птицы скорее на юг улетают.


На юге тепло — это все они


знают. (Водоплавающие птицы.)



  • В жарких странах мне бы жить,


Фрукты, ягоды любить,


Ну а в клетку посадили —


Научусь я говорить. (Попугай.)



  • Мой хвост раскрыт, как веер,


Он радугой сияет.


Живу я в жарких странах,


Там каждый меня знает. (Павлин.)



  • В холодных странах я живу,


Как снег, бела на диво.


Полярной птицею зовусь,


Ужасно я красива.


Есть у меня сестра в лесу,


Спит днем, а ночью темной


Охотится там на Мышей,


Как я, она проворна. (Белая полярная сова.)


 


Дидактические игры


Найдите и покормите зимующих птиц


Цели: развивать память, внимание, операцию обобщения; воспитывать желание помогать птицам, особенно в зимнее время.


Материалы: карточки с изображением перелетных и зимую­щих птиц (щегол, ласточка, грач, скворец, зяблик, жаворонок, стриж, кукушка, синица, воробей, сорока, ворона, голубь, галка, дятел, снегирь); карточка с изображением кормушки.


Дети должны разделить птиц по группам, поместить около кор­мушки зимующих птиц, рассказать о видах кормушек, о том, чем можно и чем нельзя подкармливать птиц зимой, как часто это надо делать. За каждый правильный ответ ребенок или команда получает фишку. Дети выполняют игровую роль защитников при­роды.


Каждую птицу на свое место


Цели: развивать внимание, память, операцию обобщения; фор­мировать интерес к играм природоведческого характера.


Материалы: таблица, разделенная на девять клеток. В первом столбце по вертикали нарисованы: орел, журавль, гусь. Несколько предметных картинок с изображением хищных (коршун, сова), водоплавающих птиц (лебедь, утка), птиц, живущих на болоте (цапля, аист).


Вариант 1. Играющие выбирают карточку с изображением пти­цы, называют ее, выбирают для нее место в таблице, объясняют, почему поместили именно на это место. Например: «Сову надо поместить рядом с орлом, так как она тоже хищная птица. Сова охотится за мышами и другими животными. У нее тоже загнутый клюв и сильные когти».


Вариант 2. Педагог раскладывает все картинки в ячейки табли­цы, специально делая ошибки. Дети должны найти эти ошибки и объяснить их.


Птицы, звери, насекомые


Цели: развивать способность сравнивать, обобщать; формировать желание больше знать о родной природе.


Материалы: таблица, разделенная на девять клеток. В верхнем ряду — воробей, голубь, дятел; в среднем — оса, лиса, стрекоза; в нижнем — волк, бабочка, снегирь.


Педагог вывешивает перед детьми таблицу, предлагает рассмот­реть ее и быстро ответить на его вопросы. За правильный ответ, играющий получает фишку.



  • Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду?

  • Сколько всего птиц на таблице? (Четыре.) Назовите их. (Во­робей, голубь, дятел, снегирь.)

  • Кого в таблице больше: зверей или насекомых? (Больше зве­рей.)

  • На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован в таблице? (На три.)      .

  • Посмотрите на рисунки в третьем столбике. (Не путать с ря­дом!)

  • Что общего у всех, кто там нарисован? (Все эти животные летают.)

  • Сравните животных первого и второго столбика. Что вы за­метили общего? (В каждом столбце изображены птица, зверь, насе­комое.)


Летает - не летает


Цели: развивать слуховое внимание, быстроту реакции; воспи­тывать выдержку.


Дети поднимают руку только в том случае, если будет названа летающая птица и говорят: «Летает».  При этом педагог может поднимать руку и на название нелетающей птицы. Кто ошибется, платит фант. Фанты можно отыгрывать.


 


Дидактические упражнения


Продолжи предложение, найди причину


Цели: развивать логическое мышление, речь, аналитическую деятельность, воспитывать интеллектуальные чувства.


Педагог читает предложения по своему выбору, дети заканчивают их.


Весной птицы строят гнезда, потому что …


Зимой погибло много птиц, потому что …


Первыми осенью улетают на юг птицы,  которые питаются насекомыми, потому что...


Последними осенью улетают водоплавающие птицы, потому что …


Яички самка или самец высиживает в гнезде до появления птенцов, потому что…


У цапли длинные ноги и клюв, потому что...


Попугай не смог бы жить в наших лесах, потому что...


У орла высоко в горах очень большое гнездо, потому что...


Дятла можно назвать лесным доктором, потому что...


Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что...


Все люди любят слушать соловья, потому что...


К весне птенцы клеста уже подросли, потому что...


Курицу, утку, гуся называют домашними птицами, потому что...


Птица альбатрос занесена в Красную книгу, потому что...


В этом году на огороде гусеницы съели все листья овощей, потому что...   


Кто как кричит?


Цели: развивать память, внимание; воспитывать умение слу­шать педагога внимательно.


Педагог называет птицу, а дети должны найти соответствую­щее понятие, Обозначающее, как кричит птица.


Гусь — гогочет. Утка — крякает. Курица кудахчет. Петух — кукарекает. Цыпленок — пищит. Индюк — балаболит. Кукушка — кукует. Ворона — каркает. Ласточка — щебечет. Соловей — залива­ется, свистит, щелкает. Журавль — курлычет. Жаворонок — зве­нит.


Найди маме птенца


Цели: развивать память, умение сравнивать; воспитывать по­ложительные чувства по отношению к птенцам, желание их охра­нять, не нарушать покой.


Педагог предлагает детям картинки с изображением разных птиц или шапочки, медальоны и т.п. Один из детей выполняет роль мамы-птицы, а другие — детенышей. Мама должна правиль­но позвать одного и несколько детенышей, чтобы они прилетели.


Если мама-птица называет детенышей неправильно, то дети стоят на месте.


Грач — грачонок — грачата.


Аист — аистенок — аистята.


Стриж — стрижонок — стрижата.


Журавль — журавленок — журавлята


Кукушка — кукушонок — кукушата.


Лебедь — лебеденок — лебедята.


Скворец — скворчонок — скворчата.


Утка — утенок — утята. Гусь — гусенок — гусята.


Сложи птицу из частей


Цели: развивать аналитико-синтетическую деятельность, зри­тельное восприятие, образное мышление; воспитывать, усидчи­вость, терпение, целеустремленность.


Педагог показывает детям части тела птицы, предлагает дога­даться по ним, какая это птица, сложить ее.


Каких птиц много на дереве?


Цели: усвоение категории родительного падежа множественного числа.


На дереве много сорок.


Не дереве много дятлов.


На дереве много ворон и т.д.


Какой птички не стало?


Цели: усвоение категории родительного падежа единственного числа.


На доске – четыре-пять картинок с изображением зимующих птиц. Педагог незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает: «Какой птички не стало?» Дети отвечают: «Не стало совы». И т.д.


Игра на внимание «Птицы»


Цели: развивать внимание, быстроту реакции, память, воспи­тывать умение не мешать другим во время игры; внимательно слушать и реагировать на слова взрослого.


Ведущий называет разных птиц, а если скажет что-то  другое, дети должны хлопать в ладоши. Ошибающийся выбывает.


Прилетели птицы:


Голуби, синицы,


Мухи и стрижи...


Прилетели птицы:


Голуби, синицы,


Аисты, вороны,


Галки, макароны...


Прилетели птицы:


Голуби, куницы...


Прилетели птицы:


Голуби, синицы,


Чибисы, чижи,


Галки и стрижи,


Комары, кукушки...


Прилетели птицы:


Голуби, синицы,


Гадки и стрижи,


Чибисы, чижи,


Аисты, кукушки,


Даже совы-сплюшки,


Лебеди и утки.


И спасибо шутке!


 


Развитие связной речи


Составление рассказа о птичке, которая вылетела из гнезда в поисках корма.


Примерный словарь: летать, вылетать, прилетать, облетать, залетать, слетать, улетать, махать, щебетать, ходить, прыгать.


Литература для чтения


Отрывки из произведений можно использовать для контроля знаний о сезонных изменениях в жизни птиц, их внешнем виде и образе жизни.


«Птицы в нашем лесу», «Птицы под нашим окном» (В. Чаплина); «Репортаж со стадиона Жукамо», «Чей нос лучше?», «Кто чем поет?», «Кукушонок», «Сова», «Теремок», «Синичкин ка­лендарь», «Подкидыш» (В. Бианки); «Гости на цветке» (Г. Вариа­нтов, Н. Романова); «Птицы наших лесов», «Про птиц», «Как зве­ри и птицы к зиме готовятся» (Г. Снегирев); «Хозяева ночи» (В. Бабенко, Е. Коблик); «Воробьишко» (М. Горький); «В гостях у дятла» (Ю. Димитриев, Н. Пожарицкая); «Медвежонок Миша. Открываем мир» (Р. Каука); «Двор непуганых птиц» (К. Киршина); «Лесной голосок» (Г. Скребицкий).


 


 

Смотрите другие статьи

Автор: Дубова Татьяна Евгеньевна методист ясли - сада "Ак ниет" Технологические карты анализа занятий для методиста
Автор: Каширина Ирина МДОУ детский сад №39 г.Тверь Путешествие в деревню к бабушке(беседа о домашних животных)
Автор: Фукалова Ирина Александровна «Путешествие по Ямалу».
Автор: Миронова Валентина Ивановна Дидактическая игра в развитии у детей дошкольного возраста логических отношений
Автор: Бороздова Татьяна Ивановна воспитатель МАДОУ - детский сад № 108 г.о. Самара Конспект непосредственно образовательной деятельности
Автор: Неизвестен Программа психолого-педагогической подготовки Л.А. Венгнра
Автор: З.М. Габдуллина. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет.Волгоград, 2010. Функциональная готовность дошкольников к работе на компьютере
Автор: Ягудина Светлана Эркиновна, музыкальный руководитель МБДОУ "Детский сад №68 "Василёк" г.Набережные Челны, Татарстан. Арттерапия как средство укрепления эмоционального здоровья дошкольников.
Автор: Александра Первый раз в первый класс
Автор: Жарикова Инна Алексеевна «Роль игры при подготовке детей к школе».