Надо ли учить дошкольника читать?

Автор:учитель - логопед Съемщикова Лариса Аркадьевна
Дата публикации:29.10.2013
Просмотров:4540

Надо ли учить дошкольника читать?

На этот счёт очень много мнений и, подчас, самых противоречивых. Пожалуй, самым важным аргументом в пользу обучения чтению является проявление интереса к чтению у самого дошкольника. У всех это происходит по-разному и, конечно, в разное время. Кто-то очень рано начинает спрашивать: « А какая это буква?», « А что здесь написано?». А у кого-то полностью отсутствует интерес к чтению, вплоть до момента поступления в школу. Причины могут быть разные, в том числе и созревание мозга и его структур. Чтение представляет собой сложную деятельность, для осуществления которой необходимо взаимодействие разных функций головного мозга с другими органами организма. Часто ребёнку, не желающему учиться читать, надо дать время для того, чтобы произошло созревание мозговых структур и он будет готов к процессу обучения чтению.

 

По наблюдениям специалистов для каждого десятого ребёнка научиться читать, а впоследствии и писать – действительно проблема. Необходимо понимать, что обучение ребёнка чтению начинается не с букв. Даже если он будет знать все буквы алфавита, это не приведёт его к чтению. Звучащее слово, умение слышать и выделять звуки в словах, вот важнейший этап на пути ребёнка к чтению. Таким образом, необходимо, чтобы у ребёнка были развиты:

  • фонематический слух ( различение звуков на слух);
  • зрительный анализ и синтез ( умение определять и сходство предметов и знаков);
  • звукопроизношение ( правильно произносил все звуки речи);
  • речь ( умение говорить предложениями, согласовывать слова между собой, выражать свою мысль предложениями, а не одним словом).

Если вашему ребёнку 6-7 лет, то это благоприятный период обучению чтению традиционным звуковым методом. В этом возрасте ребёнок может различать гласные и согласные звуки, сделать анализ этого звука и составить звуковую схему слова. Но даже в этом возрасте необходимо опираться на интерес ребёнка. Лучше обучать чтению 5 минут, но в охотку и тогда результат не заставить себя ждать!

 

САМЫЕ ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА ОБУЧЕНИЯ БУКВАМ.

Называем только звук: говорим «М» , а не « ЭМ»; «С» , а не « ЭС». Если вы купили говорящую азбуку, то обращайте внимание, как произносится буква там. Часто детей, которых учили по электронной азбуке, приходится переучивать.

  • Сначала учим гласные звуки.
  • Буквы учим не по алфавиту, а вразброс. Сначала те, которые легко произносятся: М, П, Н, Б, В И др.
  • Не торопитесь заучить все буквы. Выучили все гласные, затем несколько согласных и сразу учите читать с ними слоги.
  • Если ребёнку тяжело запомнить образ буквы и её название, то придумайте ей « помогалочку». Например: « На что похожа буква К?» . На клюв. Вот вам и образ буквы и как она произносится. Такие помогалочки можно придумать ко всем «трудным» для вашего ребёнка буквам.

Помните, что у дошкольника на первом месте стоит игра. Обучайте, но играя, чтобы не отбить у ребёнка желание учиться!

Смотрите другие статьи

Автор: Лякина Наталья Александровна Большое космическое путешествие
Автор: Яшкина Татьяна Владимировна ДС № 164 Самостоятельная деятельность детей дошкольного возраста.
Автор: Евгений Новоселов Развитие детей, как развивать эффективно, не смотря на занятость и нехватку времени
Автор: Мухаметшакирова Наталья Анатольевна РТ г.Зеленодольск МБДОУ №4 "Солнышко" Самостоятельность и подготовка к школе.
Автор: Александра Как научить ребенка говорить?
Автор: Литвинова Сафия Усмановна МБУ д/с № 163 "Непоседа" г.о. Тольятти Организации непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе.
Автор: Газизова Альфина Рисуновна Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».
Автор: Александра Громкий маленький непоседа
Автор: Мубариева Юлдуз Рифовна, МДОУ "Детский сад№1 "Радуга"пгт. Камское Устье РТ. групповой праздник во второй младшей группе по программе "Радуга" "Воздушные шары"
Автор: Мейер Екатерина Геннадьевна Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности по теме: «Весенняя прогулка за солнышком».