Ваша запись была успешно добавлена!
Ok
Ваше сообщение было успешно отправлено!
Ok
Обратная связь сайта «Интернет - Гномик»

Проблема формирования познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста

Вопросы развития детей дошкольного возраста неразрывно связаны со стратегией национального развития и являются неотъемлемой частью государственной политики Республики Казахстан. Дошкольное воспитание и обучение имеют жизненно важное значение, как для каждого ребенка, так и для будущего благополучия страны. Они выступают, как первый уровень системы непрерывного образования и призваны создать все необходимые условия для формирования и развития личности ребенка [1].


Проблемы развития познавательного интереса детей дошкольного возраста получили объёмное методологическое освещение в творческом наследии Джона Локка, Фридриха Фребеля, Марии Монтессори, Овида Декроли и других выдающихся зарубежных педагогов. Различные и весьма существенные аспекты интересующей нас темы нашли обстоятельное отражение в классических трудах В.Ф.Одоевского, П.Ф.Каптерева, П.Ф. Лесгафта, Л.К. Шлегер, В.В.Зеньковского и других отечественных авторов. Фундаментальные теоретические и теоретико-практические стороны проблемы развития познавательного интереса у малышей раскрыты в капитальных исследованиях Л.С.Выготского [3].


Проблему познавательного интереса широко исследовали Б.Г. Ананьев, М.Ф.Беляев, Л.И.Божович, В.Г. Иванов, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, К.А. Лычалова, A.B. Усова, Ю.К. Бабанский, JI.B. Благонадежина, Л.А. Гордон, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Трайтак, H.H. Тулькибаева, Т.И. Шамова, В.Н.Мясищев и в педагогической литературе Г.И.Щукина, Н.Р.Морозова [2].


Методологические основы познавательного интереса к природе  рассматриваются в трудах казахстанских ученых Э.А.Турдыкуловым Н.Сарыбековой, Ж.И.Балтагуловой, Б.М.Мырзахметовой, Ж.Н.Базарбековой,  А.К.Егинисовой, Е.В.Мусихиной, З.Е.Сыдыковой и А.Б.Айтжановой [2]


Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:


- избирательная направленность внимания человека (Н.Ф Добрынин, Т.Рибо);


- проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л.Рубинштейн);


- специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев).


Г.И.Щукина считает, что в действительности интерес выступает перед нами:


- и как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;


- и как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;


- и как мощный побудитель активности личности;


- и, наконец, как особое избирательное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.


Н.Р. Морозова характеризует интерес, по крайней мере, тремя обязательными моментами:


1)  положительной эмоцией по отношению к деятельности;


2) наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. тем, что мы называем радостью познавания и познания;


3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает его заниматься, независимо от других мотивов.


Интерес ведет человека к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. В свою очередь, удивлением для дошкольника может быть окружающая действительность, являющаяся источником пробуждения познавательных интересов.


Педагоги, исследователи, родители отмечают, что дети больше интересуются животными, чем растениями. Их привлекает то, что животные двигаются, издают звуки, реагируют на взаимодействие с ними. Растения интересуют их меньше и скорей всего с практической точки зрения.


Важнейшая область общего феномена интереса – познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.


Морозова Н.Г. считает, что познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.


 Познавательный интерес, будучи, включенным в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжен с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе – познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам – формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру, которому способствует познавательный интерес.


Как известно в Республике Казахстан детские сады работают по новому государственному общеобязательному стандарту образования. В нём для развития познавательного  интереса к природе в образовательной области «Познание» имеются специально нацеленные на это задачи - удовлетворять познавательный интерес и любознательность ребенка через совместную игровую, практическую, исследовательскую и поисковую деятельность [3].


            В образовательной области «Познание» программы «БІЗ МЕКТЕПКЕ БАРАМЫЗ»  в разделе экологии выделяется задача по развитию познавательного интереса к миру природы [1].


              В программе «Балбобек» имеется примерный перечень занятий и видов деятельности, на которых можно развивать познавательный интерес к природе: посещение с детьми зоны отдыха, где можно  полюбоваться красотой природы; проведение бесед на тему - «Что мы знаем о  природных явлениях»; просмотр фильмов  " Чудесный край ", «Заповедники Казахстана».


Хорошим средством привлечения внимания и развития познавательного интереса у дошкольников к растениям являются сказки, легенды, потешки, поговорки, пословицы, стихотворения, загадки, которые легко и органично входят в жизнь ребенка. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети приобщаются к красоте русского слова, чувствуют принадлежность к культуре своего народа, знакомятся и учатся любить мир растений. Можно использовать экскурсии или наблюдения.


В процессе организованной учебной деятельности, на прогулках и других видах деятельности  на которых дети рассматривают растения, описывают их, придумывают названия, объясняют, почему они решили именно так назвать то или иное растение формируется познавательный интерес к объектам природы. Желательно при этом, чтобы дети радовались, удивлялись природным объектам, чтобы мир природы сделался неотъемлемой частью мира каждого ребенка. При условии, что данные виды деятельности будут правильно организованы,  у дошкольников будет развиваться познавательный интерес.


Проявление интереса у детей к природе  характеризуется желанием задавать вопросы и способностью находить ответы на них. Такой дошкольник склонен к экспериментированию, к активной поисковой деятельности. При усвоении новых знаний он задает взрослому много вопросов, пытается самостоятельно найти связь с личным опытом, высказывает оригинальные догадки, предположения, другими словами, проявляет творческое отношение к объекту и процессу познания. Таким образом, показателем интереса ребенка к природе служат его вопросы и суждения, благодаря которым малыш постигает мир вокруг себя.


Познавательный интерес выражен в своем развитии различными состояниями. Условно различают  последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными.


Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости.


Любознательность – ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью.


Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью. Развитие познавательной активности проявляется у детей в поисковых действиях,  направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.


Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания.


Детский познавательный интерес, подкрепленный  темой и содержанием интересной деятельности, может зародить искру для новых поисков, проектов, открытий и станет стимулом для заинтересованного изучения экологической дисциплины.


 


Литература:



  1.  «Біз мектепке барамыз»: Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет). - Астана, 2009. - 99 с.

  2. Боранбаев А.С. Историко-педагогические основы экологизации учебно-воспитательного процесса школы: Автореферат диссертации.- Алматы, 2004.- 29 с.

  3. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан «Дошкольное воспитание и обучение»: Утвержден приказом МОН РК 28. 10. 2008 г. № 628. - Астана, 2009. - 29 с.

Дорогие друзья, если Вам понравилась статья, поддержите Нас, поделитесь с Друзьями!

Автор: Дубова Татьяна Евгеньевна методист ясли - сада "Ак ниет"
Просмотрели: 6227 раз(а)
Средняя оценка: 0
Оцените статью
Голосовать

Комментарии


Ваш комментарий будет первым...


Смотрите также Оставить комментарий
* - поля обязательные к заполнению