Упражнения по развитию речи с элементами ТРИЗ для детей 5-7 лет

Автор:Архирейская Анна Владимировна
Дата публикации:23.04.2012
Просмотров:18087

Упражнений для развития речи

с элементами ТРИЗ для детей 5-7 лет.

 

«Объяснялки»

 

Перед детьми изображения яблони и ложки. Задача детей составить объяснение (цепочку-рассказ), как от яблони перейти к ложке. Педагог начинает цепочку, дети продолжают.

 

Возможный вариант развития причинно-следственной цепочки.

- В саду стояла яблонька, на которой …

- Висели вкусные и спелые яблочки.

- Яблочки были спелые и поэтому сами …

- Сами падали на землю.

- Так как яблочки падали, бабушка…

- Бабушка их собирала.

- Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка…

- Варила вкусное варенье.

- Варенье было вкусное, поэтому…

- Внуки ели его прямо ложками.

Можно предложить зарисовать получившуюся цепочку.


Проблемная ситуация.

Предложить детям объяснить смысл русской поговорки – «Что с воза упало, то пропало». После того, как дети выскажут свои мнения, педагог поясняет, что воз – это то, что везёт лошадка. Иногда лошадка перевозила воз сена, или мешки с мукой, или дрова. Впереди на возу сидел дед и управлял лошадкой. Дед смотрел вперед и не видел, что делается сзади. Если что-то с воза упадет, то оно так и останется лежать на дороге – пропадет.

- Хорошо это или плохо?

- Плохо, так как можно все растерять, что везешь.

 

Вторая поговорка – «Баба с воза – кобыле легче». Педагог поясняет, что баба – это бабушка, жена деда, а кобыла – это лошадка.

- Согласны вы с тем, что если баба с воза свалится, то кобыле будет легче? Почему?

- Баба тяжелая. Кобылка и так везет тяжелый воз. Ей станет легче, если баба с воза слезет.

- Получается, с одной стороны, «Баба с воза, и кобылке легче», а с другой стороны «Что с воза упало, то пропало». Если баба свалится где-нибудь на кочке, то она может пропасть. Что же нам выбрать? Нужно, чтобы и кобылке было нетяжело воз везти, и бабу потерять нельзя. Что мы можем придумать?    


Игра «Продолжи историю».

Дети делятся на группы по 5-6 человек. Каждая группа по очереди выстраивается в ряд. Первый участник игры берет в руки мячик или мягкую игрушку, которую передает по ходу игры своему соседу. Первому участнику игры педагог говорит фразу, которую ребенок должен повторить и продолжить, объяснив, почему это событие произошло, и при этом передав мяч соседу. Сосед берет мяч, повторяет объяснение предыдущего участника игры и придумывает к нему свое объяснение и т.д.  

 

Пример цепочки:

- Бабушка испекла пирог с земляникой.

- Бабушка испекла пирог с земляникой потому, что дети собрали целую корзинку.

- Дети собрали целую корзинку потому, что набрели на земляничную поляну.

- Набрели на земляничную полянку потому, что утром ходили в лес.

- Утром ходили в лес потому, что живут у бабушки на даче

И т.д.


Упражнение в составление предложений.

Перед детьми в одном столбике изображения инструментов,  во втором - изделий, к которым можно применить данные инструменты. Необходимо подумать и провести стрелочки от инструментов к изделиям. Затем составляются предложения с получившейся парой. Например: нож – булка. Ножом можно резать булку.       


Игра «Хорошо-плохо».

Перед детьми предметные картинки: роза, мороженое, велосипед, компьютер.  Педагог поочередно показывает детям картинки. Рассмотрев их, дети высказывают свои мнения по каждому объекту, что в нем хорошего, и что плохого. Например:

- В розе хорошо то, что она красивая и вкусно пахнет.

- Ее можно дарить в подарок, и это доставит людям радость.

- А плохо в розе то, что у нее шипы. Можно больно уколоть руку.

- Мороженое вкусное, и это очень хорошо.

- Оно охлаждает в жаркий день.

- Плохо – может заболеть горло.

- Если большой холодный кусок попадет на зуб, может заболеть зуб.

И т.д.        

Смотрите другие статьи

Автор: Уварова Ирина Андреевна «КОНКУРСЫ и ВИКТОРИНЫ»
Автор: Дмитрий О пользе сказки на ночь
Автор: Жарикова Инна Алексеевна «ПРОБУЖДЕНИЕ ПОСЛЕ СНА»
Автор: Яшкина Татьяна Владимировна ДС № 164 Самостоятельная деятельность детей дошкольного возраста.
Автор: учитель - логопед Съемщикова Лариса Аркадьевна Надо ли учить дошкольника читать?
Автор: Александра Несколько слов о детской площадке на даче
Автор: Трегубова Екатерина Николаевна воспитатель МАДОУ - детский сад № 108 г.о. Самара Комплекс утренней зарядки с элементами точечного массажа и дыхательной гимнастики
Автор: Кристина Домработница в Москве
Автор: Мейер Екатерина Геннадьевна Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности по теме: «Весенняя прогулка за солнышком».
Автор: Воронина Ирина Как заниматься с месячным ребенком.