Ваша запись была успешно добавлена!
Ok
Ваше сообщение было успешно отправлено!
Ok
Обратная связь сайта «Интернет - Гномик»

Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Паксеева Вера Алексеевна,


воспитатель,


МБДОУ «Детский сад №15 «Сказка», г. Шумерля, Чувашская республика


 


ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


 


        В ДОУ используется модификация  педагогической технологии проведения учебных исследований с дошкольниками Савенкова А. И., данная технология оригинальна, интересна, результативна и дает возможность способствовать  развитию одаренности ребенка. Дети по природе своей - исследователи. Особенно характерно это для одаренных детей. Неутолимая жаж­да новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляе­мое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы действительности.


  Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения; само решение предстоит самостоятельно найти ребенку.  Педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск).  Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разра­ботка решения осуществляются детьми самостоятельно


      На первых этапах экспериментальной работы использовалась методика, построенная на игровой основе,  предполагающая  использование  «исследовательского фартука» и карточек. Эти приспособле­ния позволяют руководить исследовательской работой ребенка. Каждый этап этой работы отражается в надписях на кармашках фартука. Выделяется  четыре этапа исследования.


       Первый этап - выбор темы.


       Второй этап - постановка вопросов.


       Третий этап - проведение исследования.


       Четвертый - подведение итогов.


Первый этап. На первом этапе  ребенок самостоятельно выбирает тему и записывает ее на карточке (либо берет заранее подготов­ленные картинки). Карточку с этой записью (картинкой) кладет в кармашек с надписью «Тема».


На втором  этапе осуществляется постановка вопросов.


1.Какие бывают виды исследуемого объекта


2.Какие функции выполняют данные объекты


3.Какими свойствами и качествами обладают данные объекта


4.На что влияют.


Другие кармашки фартука посвящены вопросам. Написанные на них слова являются ключе­выми для вопросов.


Третий этап – этап проведения исследования.  Дети собирают инфор­мацию и записывают ее на листочках: те, кто не умеет писать, де­лают заметки в виде рисунков или помещают в кармашки, заранее подготовленные для этого рисунки, на которых эта информация содержится.


Четвертый этап - подведение итогов. Информация, собранная в ка­ждом кармашке, анализируется. Путем сравнения выделяются наиболее важные факты. Результат работы представляется в виде устного сообщения или рисунка.


       Деятельность, выполняемая ребенком  на уровне самостоятельности, превращается в форму и средство саморазвития индивидуальности. Для нас важно, чтобы каждый ребенок, и каждый воспитатель создавал свой индивидуальный стиль в той или иной деятельности, овладевал им как  для достижения успешности в деле, так и для самореализации своей неповторимости, особого таланта. На всех этапах этой работы мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат – развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков.


       Методика проведения учебных исследований с дошкольниками. Методика проведения учебных исследований включает в себя два – три тренировочных  занятия с группой, на которых каждый ребенок знакомится с техникой проведения исследования.


      Подготовка. Для этого понадобится карточки с символическим  изображением методов исследования


1.Подумать


2.Спросить у взрослого


3.Прочитать в книге


    4.Посмотреть видеофильм


Эти карточки можно сделать из картона, изображения на них можно нарисовать или вырезать из цветной бумаги. Размер каждой карточки должен быть не меньше половины обычного альбомного листа. На таких же по размеру карточках надо заготовить картинки – «темы» будущих исследований, т.е. наклеить изображения животных, растений, зданий и др.


       Первый этап – тренировочные занятия.  Посадим детей на ковер кружком и объявим, что сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования так, как это делают взрослые ученые. Для демонстрации этапов проведения исследовательской деятельности понадобятся два добровольца. Они вместе с нами будут выполнять работу от первого до последнего этапа: все остальные дети на первом занятии будут участвовать только как зрители.


      Определение темы исследования. Выбранные добровольцы определяют тему своего исследования. Чтобы они смогли это сделать, предложим им, заготовленные заранее карточки, с различными темами.


      Защита результатов исследования. «Обучая других, обучаешься сам» - эта мысль Я.А. Каменского пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что – либо, стремится рассказать об этом другим. В нашем случае, при проведении учебных  исследований, сообщить об усвоенном важно, прежде всего, тому, кто  это сообщение подготовил.


       Поэтому этап защиты проекта пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. Защита – венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.


      О выполненной работе не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование надо защитить. Естественно, что защита проекта должна быть публичной, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей (воспитатели, родители). В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. Мы проводим защиту как праздничное мероприятие. Для оценки результатов и присуждения дипломов формировали жюри. По ее итогам необходимо поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и  в особенности тех, кто задавал интересные вопросы.


       Правила для педагогов при использовании   технологии А.И. Савенкова



  • Не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они будут заниматься.

  • На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей.

  •   Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.

  • Научите детей прослеживать межпредметные связи; не торопится с вынесенными суждениями.

  • Помогайте, детям научится управлять процессом усвоения знаний.

  • Подходите ко всему творчески.


Соблюдение этих рекомендаций дает хороший эффект, но не менее значимо и другое, методика исследовательского обучения помогает детям:



  • уметь видеть проблему и ставить вопросы;

  • уметь доказывать;

  • делать выводы;

  • высказывать предположения и строить планы по их проверке.


 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.Емельянова Е. И. Исследовательская деятельность детей // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.


2.ПаршуковаН.Л.Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду// Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1.


3.Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Ярославль.: Академия развития, 2003.


4.Савенков А.И. Развитию исследовательских способностей детей. //Дошкольное образование -2004. -№7.


5.Савенков А.И. Исследовательское обучение – возможность преодолеть «образовательный предел» // Директор школы. - 2003. - №10. С. 35-40


6.Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду.- М.: Просвещение,2004.


 


 

Дорогие друзья, если Вам понравилась статья, поддержите Нас, поделитесь с Друзьями!

Автор: Паксеева Вера Алексеевна
Просмотрели: 15970 раз(а)
Средняя оценка: 1.5
Оцените статью
Голосовать

Комментарии

Комментарий добавил: Вера

Дата: 2015-10-21

НОД Грузовая машина конспект по лего конструированию старшая группа

Смотрите также Оставить комментарий
* - поля обязательные к заполнению