Формирование у детей старшего дошкольного возраста дисциплинированности посредством трудовой деятельности

Автор:Бычкова Юлия Александровна ДC № 164
Дата публикации:05.03.2013
Просмотров:8706

Дисциплина, будучи общественным явлением, представляет собой одно из слагаемых морали. Мораль содержит в себе общепринятые нормы, правила, законы, заповеди, табу, запреты, которые с раннего детства внушаются растущему человеку и с помощью них приобщают ребенка к дисциплине.

Своеобразие дисциплины в дошкольном возрасте, по мнению А.Н. Леонтьева, заключается в том, что она устанавливается взрослыми с учетом потребностей ребенка, его возможностей, перспектив развития. Постепенно у детей формируется некоторая самостоятельность в соблюдении дисциплины: без напоминания взрослых выполняют усвоенные правила и нормы поведения. В поведении старших дошкольников наблюдаются случаи инициативы, когда они предлагают внести изменения в организацию игры, труда и др. Все это доказывает, что дисциплина детей 5-7 лет приобретает качественно новые черты: она становится в определенной степени осознанной, добровольной, инициативной.

Как всякое нравственное качество, дисциплинированность формируется в деятельности. Труд – является общественным видам деятельности, как по своим результатам, так и по своей организации.

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе труда формируется личность ребенка, его нравственно-волевые качества. Именно в труде ребенок учится согласовывать свои действия с действиями других участников труда, сообща добиваться достижения общей цели, соблюдать общепринятые правила, без которых невозможно добиться результата.

Цель исследования: изучить и экспериментально проверить возможности трудовой деятельности в процессе формирования дисциплинированности у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: формирование у детей старшего дошкольного возраста дисциплинированности.

Предмет исследования: процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста дисциплинированности посредством трудовой деятельности.

Гипотеза исследования состоит из следующих предположений:

- дисциплинированность - личностное качество детей старшего дошкольного возраста следует рассматривать как проявление внутренней организованности, готовности подчиняться личным и общественным целям, умение подчиняться нормам и правилам поведения;

-  формирование дисциплинированности возможно в процессе трудовой деятельности;

-   трудовая деятельность по всей вероятности должна быть организована поэтапно,  с учетом возрастных особенностей детей, форм их организации.

 

В соответствии с целью и гипотезой исследования мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогические положения формирования дисциплинированности у детей старшего дошкольного возраста.

2. Определить показатели и выявить уровень формирования дисциплинированности у детей старшего дошкольного возраста.

3. Доказать и экспериментально проверить эффективность поэтапной организации трудовой деятельности в процессе формирования дисциплинированности.

Научная новизна исследования: изучена возможность формирования дисциплинированности у детей старшего дошкольного возраста посредством трудовой деятельности. Научно обоснована поэтапная организация трудовой деятельности с учетом форм ее осуществления.

Практическая значимость исследования: разработаны методические рекомендации по диагностике сформированности дисциплинированности, по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста, направленной на формирование дисциплинированности.

Результаты формирующего эксперимента свидетельствуют о важности в процессе формирования дисциплинированности поэтапной организации трудовой деятельности: побуждение к осознанному подчинению ребенком правилам поведения в трудовой деятельности; включение заданий соревновательного характера; организация совместной трудовой деятельности; организация дежурств; использование индивидуального трудового поручения; коллективная форма организации труда.

Проведенное исследование показало, что у детей экспериментальной группы уровень дисциплинированности повысился: дети владеют основными представлениями о дисциплинированности; проявляют внутреннюю организованность; проявляют готовность подчиняться личным и общественным целям; осознанно подчиняются нормам и правилам поведения.

 

                                        

Смотрите другие статьи

Автор: неизвестен МЕТОДИКА НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ВЕРБАЛЬНОГО (АБСТРАКТНОГО) МЫШЛЕНИЯ (по К. Йерасеку)
Автор: С. Лупан. Поверь в свое дитя. Обучение ребенка умножению
Автор: Крючкова Надежда Владимировна Игровая технология
Автор: З.М. Габдуллина. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет.Волгоград, 2010. Подготовка ребенка к работе на компьютере
Автор: Осокина Людмила Николаевна воспитатель МАДОУ - детский сад № 108 г.о. Самара НОД по социализации "Самара - город мой родной"
Автор: Прищепёнок Наталья Сергеевна Игровые методики диагностики готовности ребёнка к школе
Автор: З.М. Габдуллина. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет.Волгоград, 2010. Десять советов родителям
Автор: Екатерина Кирсанова нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Автор: Тарасова Ирина Анатольевна, воспитатель II категории Знакомство детей с геометрическими фигурами
Автор: Ахтемзянова Венера Айратовна , воспитатель МАДОУ 126 Конспект занятия по экологии