Сотрудничество ребенка и взрослого посредством хореографии
С введением федеральных государственных требований дошкольного образования произошли изменения в подходах к воспитанию и развитию ребёнка. Переход на ФГТ заставил взглянуть на всю систему дошкольного образования иначе, пересмотреть организацию, методическую деятельность. Изменились так же и обязанности участников воспитательно-образовательного процесса, взаимодействия между ними. Деятельность педагога, осуществляющего новые требования, должна иметь развивающий, творческий характер по отношению ко всем участникам воспитательно-образовательного процесса.
Качественно новая роль восприятия искусства с позиции общения состоит в том, что эстетические ценности вырабатываются воспринимающим человеком самостоятельно на основе переживаний, а не принимаются готовыми. На наш взгляд, проблемным является вопрос, каким образом в условиях личностно ориентированного воспитания осуществляется эстетическое развитие ребенка в общении с искусством. В связи с этим важное значение приобретает характер взаимодействия взрослого и ребёнка, ребёнка и сверстников.
Основной характеристикой взаимодействия является активность. При определении характера взаимодействия хореографа и детей в педагогическом процессе и хореографической деятельности мы опираемся на теоретические положения Б.Ф. Ломова, который рассматривает общение «как взаимодействие субъектов, вступающих в него как партнеры».
В образовательной деятельности дошкольников преобладают игровые методы организации детей. Отличительным моментом является мотивация, без которой не происходит истинного развития ребёнка, развитие его познавательного интереса. В педагогическом процессе хореограф направляет усилия на изменение мотивации деятельности ребенка, стремление его через игру достигать взаимопонимания и как результат, овладение техникой хореографического искусства. Непосредственно-образовательная деятельность, в которой хореограф принимает участие, проводится в нашем детском саду в игровой форме. Это форма «рядового занятия, где главное – это общение ребёнка и взрослого». На этих занятиях мы пытаемся добиться максимального воздействия на зрителя при ограниченности выразительных средств. Замысел с позиций хореографии сводится к организации работы детей с несколькими основными движениями, представленными в различных танцевальных и игровых этюдах.
На занятии используются следующие методы обучения:
- методы словесные (объяснение, беседа, рассказ);
- методы иллюстративные (исполнительское мастерство хореографа, его профессиональный показ, вызывающий стремление ему подражать);
- методы репродуктивные (от французского «воспроизведение», способ организации деятельности детей по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний; это передача «готовых» знаний от педагога к ребёнку);
- методы мотивации и эмоционального стимулирования: доброжелательность, поощрение, игра, обращение к жизненному опыту детей, поддержка, установка на успех.
В своей работе мы руководствуемся следующими принципами:
- Личностно-ориентированного подхода. Принцип предполагает помощь педагога воспитаннику в выявлении своих возможностей, реализации своих интересов.
- Вербального воздействия. Процесс и способ передачи ребёнку определенных знаний в виде вводной беседы, объяснения, описания техники движения.
- Наглядности. Педагог не только объясняет, как исполняется движение, но и показывает его Наглядность повышает качество и быстроту обучения, ее необходимо учитывать на всех этапах обучения.
- Сознательности и активности. Если ребёнок занимается с увлечением, разумной активностью, пониманием, то усвоение материала будет более глубоким.
- Повторности и систематичности. Предусматривает закрепление и развитие полученных знаний в процессе обучения.
- Постепенности. Отражает научный взгляд на основные принципы жизнедеятельности человека. И.П. Павлов подчеркивал, что многие задачи, которые сначала могут казаться сложными и совершенно невыполнимы, в конце концов, при постепенности оказываются решенными. Равномерное нарастание нагрузки, постепенное усложнение задач - все эти положения основаны на принципе постепенности.
- Доступности. Изучаемый материал должен быть адекватен возрасту ребёнка. Доступность связана с методами систематичности и постепенности.
- Творчества. Творчество рассматривается в качестве не столько итога обучения, сколько его своеобразного «метода». Относительная кратковременность периодов обучения не позволяет заучивать образцы движений до «жестких» стереотипов. При переходе к творческим заданиям эти образцы остаются еще достаточно пластичными, что облегчают детям их изменение.
- Научности. Означает обоснованность образовательной деятельности в целом.
Важной стороной актуальности занятий по хореографии выступают возрастные особенности детей.