ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОТНЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА
Социально-экономические перемены, происходящие в Республике Казахстан, выход страны в мировое образовательное пространство требуют обновления содержания образования, в том числе и дошкольного.
Пришло время взглянуть на воспитание и обучение дошкольника через призму новых открытий науки, как на открытую природную систему. Сама природа ставит перед Человечеством задачу воспитания Нового Человека с новым мышлением к окружающей его действительности, к природе. Необходима программа, в которой были бы сконцентрированы знания о развитии и воспитании ребёнка, согласно с последними познаниями Законов Мира для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных особенностей, способностей, талантов.
Дошкольное экологическое воспитание закладывает основы духовного развития личности ребенка, основанной на любви к природе, нормы и правила поведения в окружающей среде, этические принципы отношения к природе, окружающему миру, развивает у детей чувство общности с живой природой [1].
Проблемы экологического воспитания детей дошкольного возраста получили объёмное методологическое освещение в творческом наследии О. Иогансона, А.А. Быстрова, Р.М. Басса, А.М. Степановой, Э.И. Залкинда, Е.И. Волковой, Е.Геннингса и других. Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия по экологическому воспитанию М.В. Лучич, М.М. Марковской. Рекомендации З.Д. Сизенко, С.А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З.Д. Сизенко, С.А. Веретенникова, А.М Низова, Л.И. Пушнина, М.В. Лучич, А.Ф. Мазурина и другие).
Методологические основы формирования экологических представлений рассматриваются в трудах казахстанских ученных А.Е. Манкеш, С. Соляник, Д.Ф. Шарафутдинова, Н.М. Стукаленко, В.И. Фурсова, Т. Алимбаева, А. Байсеновой, Ж. Шиндебаева, И.О. Байтулиной и многих других [3].
С. Н. Николаева считает, что экологические представления - это обобщенное отражение определенных объектов и явлений природы, сложных связей, существующих внутри экосистем, характеризующих сообщества в целом.
По словам Д.Н. Кавтарадзе экологические представления - это формирование адекватных экологических знаний, которыми должен овладеть каждый ребенок
Наряду с этим Л.В. Кузнецова выделяет критерии сформированности экологических представлений:
1) знания о мире животных;
2) знания о растительном мире;
3) знания о неживой природе;
4) знания о временах года.
Иначе говоря, экологические представления - это совокупность представлений о животном и растительном мире, живой и неживой природе, сезонных изменениях в природе во всех их взаимосвязях и взаимовлияниях друг на друга [2].
При формировании экологических представлений о домашних животных необходимо неоднократно обращаться к картинкам, наглядному материалу, моделям домашних животных, которые находятся в группе, а так же ходить на экскурсии, воочию наблюдать за домашними животными, их поведением, и внешним видом.
Как известно в Республике Казахстан детские сады работают по новому государственному общеобязательному стандарту образования. В нём для формирования экологических представлений в образовательной области «Познание» имеются специально нацеленные на это задачи – формирование у дошкольников определённого уровня экологических знаний и представлений, а так же экологического сознания и экологической культуры.
В образовательной области «Познание» программы «ЗЕРЕК БАЛА» в разделе экологии выделяется задача – формирование элементарных знаний и представлений в области экологии, а так же расширение представлений о растительном и животном мире [3].
Значение домашних животных заключается в том, что каждый маленький ребенок проходит в своем развитии стадию активного ознакомления с окружающим миром.
Особую роль на этом этапе играют домашние животные, и почти от каждого малыша в определенный момент можно услышать: "Мамочка, давай заведем щеночка! " В различных интерпретациях это кошечка, щенок, хомячок и т.д. Все это неслучайно. Во - первых окружающие взрослые кажутся ребенку более далекими и загадочными, нежели понятные и непосредственные в своих проявлениях животные.
Во - вторых, хотя большинству детей и свойственен эгоцентризм ("я в центре вселенной! "), ребенок лишен взрослого высокомерия и с радостью уравнивает людей и животных.
И, наконец, не следует забывать, что повадки животных, издавна, считались своеобразной школой выживания для древних людей, и одной из любимых забав современных детей остается имитация и подражание известным ребенку зверям [4].
Хорошим средством привлечения внимания и формирования экологических представлений о домашних животных у детей 3-х – 4-х лет является детский фольклор (стишки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, сказки), которые легко и органично входят в жизнь ребёнка. Вслушиваясь в певучесть, образность детского фольклора, дети знакомятся и учатся любить мир животных.
Дети в возрасте 3-х – 4-х лет имеют представления о внешнем виде, о звуках, о том, как питаются домашние животные, но имеют представлений о труде взрослых по уходу за домашними животными. Поэтому важно помочь детям в формировании экологических представлений, для этого нужно использовать детский фольклор.
В процессе организованной учебной деятельности, а так же в других видах деятельности на которых дети знакомятся, рассматривают картинки с изображениями домашних животных очень эффективно использовать детский фольклор. У детей 3-х – 4-х уже есть запас знаний и представлений о внешнем виде, о том, чем питаются домашние животные, какие издают звуки, но дети не имеют представлений о том, как надо правильно ухаживать за домашними животными. Поэтому в процессе организованной учебной деятельности, а так же в часы досуга необходимо рассказывать детям о том, как правильно ухаживать за коровкой, лошадкой, поросёнком и т.д., чем их кормить. Провести с детьми беседу о том, где живут в зимнее время домашние животные, что у каждого из них есть свой «домик», например, у коровы – коровник, в котором есть кормушка (ясли), стены и пол, на который стелят подстилку (солому), на котором стоит корова, о том, что лошадка в зимнее время находится в конюшне, где то же есть специальная кормушка. В которую насыпают овёс. Так же необходимо формировать у детей представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными, о том, что у лошадки надо расчёсывать гриву и хвост, на хвосте можно заплетать косички. Формировать экологические представления о домашних животных у детей 3-х – 4-х лет необходимо с использованием детского фольклора, так как в этом возрасте детям ещё очень интересно отгадывать загадки, слушать сказки, стишки, потешки, поэтому роль детского фольклора, в этом смысле огромна.
Детский фольклор открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы. Через детский фольклор детям становится ближе и понятнее мир природы, животный мир, дети лучше запоминают названия животных, их внешний вид, повадки и т.д. Детский фольклор помогает обогащать эмоции детей, развивает воображение, так например увлекательные сказки и стишки о домашних животных сформировать конкретные представления. Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами детский фольклор вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на формирование представлений о домашних животных.
С целью формирования экологических представлений о домашнем животном – лошади была организована учебная деятельность на тему: «Лошадь и жеребёнок». В начале деятельности воспитатель сообщает детям, о том, что к ним в группу пришло письмо с картинкой. Воспитатель открывает конверт и достаёт из него картинку с изображением лошади с жеребёнком. Воспитатель показывает картинку детям и просит их рассказать о том, кто изображён на картинке. Дети рассматривают картинку и называют домашнего животного – лошадь. Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинку и показывает части тела у лошади и жеребёнка (туловище, голова, ноги, хвост, копыта, грива). Дети рассматривают и повторяют за воспитателем. Туловище у лошадки продолговатое, покрыто шерсткой коричневого цвета. Воспитатель объясняет детям, что лошадь – это самое быстрое домашнее животное. Человеку её не догнать. Люди давно научились ездить на лошади и на ней могут уехать далеко. Детёныша лошадки называют жеребёнком. Воспитатель просит повторить детей новое для них слово – жеребёнок. Дети повторяют все вместе слово «жеребёнок» а затем индивидуально.
После того, как дети рассмотрели картинку с изображением лошади и жеребёнка, воспитатель предлагает детям провести физминутку с использованием потешки.
«Цок, цок, цок, цок!
(Дети топают правой ногой)
Я лошадка серый бок
(Топают левой ногой)
Я копытцем постучу
(Поочерёдное постукивание)
Если хочешь, прокачу
(Высокое поднимание ног)
Посмотри, как я красива,
(Руки на пояс, повороты туловища)
Хороши и хвост и грива!
(Наклоны головой вперёд)
Цок, цок, цок, цок!
(Дети бегут с высоким подниманием колен)
Я лошадка – серый бок.
После физминутки воспитатель задаёт детям вопросы в игровой форме. Воспитатель говорит первое предложение о лошади, а дети продолжают о жеребёнке.
У лошади большая голова, дети отвечают, а у жеребёнка маленькая.
У лошади большие уши, дети отвечают, а у жеребёнка маленькие.
У лошади большой хвост, дети отвечают, а у жеребёнка маленькие.
У лошади большие ноги, дети отвечают, а у жеребёнка маленькие.
Воспитатель рассказывает детям о том, что лошадь это домашнее животное, она живёт рядом с человеком, человек заботится о ней, кормит её, поит, чистит шёрстку. Человека, который всё это делает, называют конюхом. Дети повторяют это слово хором и индивидуально. Лошадь помогает человеку возить тяжести - ведь она большая и сильная, может тащить телегу.
Воспитатель загадывает детям загадку.
«Быстрее ветра я скачу,
'Цок-цок!' – копытами стучу,
Я громко 'иго-го' кричу,
Садись на спину – прокачу! (Лошадь)
После того, как дети отгадали загадку, воспитатель рассказывает стих о лошадке и показывает каждому индивидуально модель лошадки. В конце организованной учебной деятельности воспитатель спрашивает у детей о домашнем животном – лошади, дети рассказывают о том, что лошадь большая, у неё есть грива, хвост, туловище, на ногах у неё копыта. Детёныша лошади называют жеребёнок.
Таким образом, через детский фольклор детям становится ближе и понятнее мир природы, животный мир, дети лучше запоминают названия животных, их внешний вид, повадки и т.д. Детский фольклор помогает обогащать эмоции детей, развивает воображение, так например увлекательные сказки и стишки о домашних животных сформировать конкретные представления. Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами детский фольклор вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на формирование экологических представлений о домашних животных.
Литература:
- Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан «Дошкольное воспитание и обучение»: Утвержден приказом МОН РК 28. 10.2008 г. № 628. - Астана, 2009. - 29 с.
- Малибаева Н.К. Экологическое воспитание дошкольников средствами фольклора: Автореферат диссертации. – Атырау, 2007. – 32 с.
- Программа воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста «Зерек бала» (от 3 до 5 лет). – Астана, 2009. – 100 с.
- Зотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных / Е.И.Зотова.- М.: Просвещение, 1998.- 159 с.
Социально-экономические перемены, происходящие в Республике Казахстан, выход страны в мировое образовательное пространство требуют обновления содержания образования, в том числе и дошкольного.
Пришло время взглянуть на воспитание и обучение дошкольника через призму новых открытий науки, как на открытую природную систему. Сама природа ставит перед Человечеством задачу воспитания Нового Человека с новым мышлением к окружающей его действительности, к природе. Необходима программа, в которой были бы сконцентрированы знания о развитии и воспитании ребёнка, согласно с последними познаниями Законов Мира для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных особенностей, способностей, талантов.
Дошкольное экологическое воспитание закладывает основы духовного развития личности ребенка, основанной на любви к природе, нормы и правила поведения в окружающей среде, этические принципы отношения к природе, окружающему миру, развивает у детей чувство общности с живой природой [1].
Проблемы экологического воспитания детей дошкольного возраста получили объёмное методологическое освещение в творческом наследии О. Иогансона, А.А. Быстрова, Р.М. Басса, А.М. Степановой, Э.И. Залкинда, Е.И. Волковой, Е.Геннингса и других. Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия по экологическому воспитанию М.В. Лучич, М.М. Марковской. Рекомендации З.Д. Сизенко, С.А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З.Д. Сизенко, С.А. Веретенникова, А.М Низова, Л.И. Пушнина, М.В. Лучич, А.Ф. Мазурина и другие).
Методологические основы формирования экологических представлений рассматриваются в трудах казахстанских ученных А.Е. Манкеш, С. Соляник, Д.Ф. Шарафутдинова, Н.М. Стукаленко, В.И. Фурсова, Т. Алимбаева, А. Байсеновой, Ж. Шиндебаева, И.О. Байтулиной и многих других [3].
С. Н. Николаева считает, что экологические представления - это обобщенное отражение определенных объектов и явлений природы, сложных связей, существующих внутри экосистем, характеризующих сообщества в целом.
По словам Д.Н. Кавтарадзе экологические представления - это формирование адекватных экологических знаний, которыми должен овладеть каждый ребенок
Наряду с этим Л.В. Кузнецова выделяет критерии сформированности экологических представлений:
1) знания о мире животных;
2) знания о растительном мире;
3) знания о неживой природе;
4) знания о временах года.
Иначе говоря, экологические представления - это совокупность представлений о животном и растительном мире, живой и неживой природе, сезонных изменениях в природе во всех их взаимосвязях и взаимовлияниях друг на друга [2].
При формировании экологических представлений о домашних животных необходимо неоднократно обращаться к картинкам, наглядному материалу, моделям домашних животных, которые находятся в группе, а так же ходить на экскурсии, воочию наблюдать за домашними животными, их поведением, и внешним видом.
Как известно в Республике Казахстан детские сады работают по новому государственному общеобязательному стандарту образования. В нём для формирования экологических представлений в образовательной области «Познание» имеются специально нацеленные на это задачи – формирование у дошкольников определённого уровня экологических знаний и представлений, а так же экологического сознания и экологической культуры.
В образовательной области «Познание» программы «ЗЕРЕК БАЛА» в разделе экологии выделяется задача – формирование элементарных знаний и представлений в области экологии, а так же расширение представлений о растительном и животном мире [3].
Значение домашних животных заключается в том, что каждый маленький ребенок проходит в своем развитии стадию активного ознакомления с окружающим миром.
Особую роль на этом этапе играют домашние животные, и почти от каждого малыша в определенный момент можно услышать: "Мамочка, давай заведем щеночка! " В различных интерпретациях это кошечка, щенок, хомячок и т.д. Все это неслучайно. Во - первых окружающие взрослые кажутся ребенку более далекими и загадочными, нежели понятные и непосредственные в своих проявлениях животные.
Во - вторых, хотя большинству детей и свойственен эгоцентризм ("я в центре вселенной! "), ребенок лишен взрослого высокомерия и с радостью уравнивает людей и животных.
И, наконец, не следует забывать, что повадки животных, издавна, считались своеобразной школой выживания для древних людей, и одной из любимых забав современных детей остается имитация и подражание известным ребенку зверям [4].
Хорошим средством привлечения внимания и формирования экологических представлений о домашних животных у детей 3-х – 4-х лет является детский фольклор (стишки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, сказки), которые легко и органично входят в жизнь ребёнка. Вслушиваясь в певучесть, образность детского фольклора, дети знакомятся и учатся любить мир животных.
Дети в возрасте 3-х – 4-х лет имеют представления о внешнем виде, о звуках, о том, как питаются домашние животные, но имеют представлений о труде взрослых по уходу за домашними животными. Поэтому важно помочь детям в формировании экологических представлений, для этого нужно использовать детский фольклор.
В процессе организованной учебной деятельности, а так же в других видах деятельности на которых дети знакомятся, рассматривают картинки с изображениями домашних животных очень эффективно использовать детский фольклор. У детей 3-х – 4-х уже есть запас знаний и представлений о внешнем виде, о том, чем питаются домашние животные, какие издают звуки, но дети не имеют представлений о том, как надо правильно ухаживать за домашними животными. Поэтому в процессе организованной учебной деятельности, а так же в часы досуга необходимо рассказывать детям о том, как правильно ухаживать за коровкой, лошадкой, поросёнком и т.д., чем их кормить. Провести с детьми беседу о том, где живут в зимнее время домашние животные, что у каждого из них есть свой «домик», например, у коровы – коровник, в котором есть кормушка (ясли), стены и пол, на который стелят подстилку (солому), на котором стоит корова, о том, что лошадка в зимнее время находится в конюшне, где то же есть специальная кормушка. В которую насыпают овёс. Так же необходимо формировать у детей представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными, о том, что у лошадки надо расчёсывать гриву и хвост, на хвосте можно заплетать косички. Формировать экологические представления о домашних животных у детей 3-х – 4-х лет необходимо с использованием детского фольклора, так как в этом возрасте детям ещё очень интересно отгадывать загадки, слушать сказки, стишки, потешки, поэтому роль детского фольклора, в этом смысле огромна.
Детский фольклор открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы. Через детский фольклор детям становится ближе и понятнее мир природы, животный мир, дети лучше запоминают названия животных, их внешний вид, повадки и т.д. Детский фольклор помогает обогащать эмоции детей, развивает воображение, так например увлекательные сказки и стишки о домашних животных сформировать конкретные представления. Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами детский фольклор вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на формирование представлений о домашних животных.
С целью формирования экологических представлений о домашнем животном – лошади была организована учебная деятельность на тему: «Лошадь и жеребёнок». В начале деятельности воспитатель сообщает детям, о том, что к ним в группу пришло письмо с картинкой. Воспитатель открывает конверт и достаёт из него картинку с изображением лошади с жеребёнком. Воспитатель показывает картинку детям и просит их рассказать о том, кто изображён на картинке. Дети рассматривают картинку и называют домашнего животного – лошадь. Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинку и показывает части тела у лошади и жеребёнка (туловище, голова, ноги, хвост, копыта, грива). Дети рассматривают и повторяют за воспитателем. Туловище у лошадки продолговатое, покрыто шерсткой коричневого цвета. Воспитатель объясняет детям, что лошадь – это самое быстрое домашнее животное. Человеку её не догнать. Люди давно научились ездить на лошади и на ней могут уехать далеко. Детёныша лошадки называют жеребёнком. Воспитатель просит повторить детей новое для них слово – жеребёнок. Дети повторяют все вместе слово «жеребёнок» а затем индивидуально.
После того, как дети рассмотрели картинку с изображением лошади и жеребёнка, воспитатель предлагает детям провести физминутку с использованием потешки.
«Цок, цок, цок, цок!
(Дети топают правой ногой)
Я лошадка серый бок
(Топают левой ногой)
Я копытцем постучу
(Поочерёдное постукивание)
Если хочешь, прокачу
(Высокое поднимание ног)
Посмотри, как я красива,
(Руки на пояс, повороты туловища)
Хороши и хвост и грива!
(Наклоны головой вперёд)
Цок, цок, цок, цок!
(Дети бегут с высоким подниманием колен)
Я лошадка – серый бок.
После физминутки воспитатель задаёт детям вопросы в игровой форме. Воспитатель говорит первое предложение о лошади, а дети продолжают о жеребёнке.
У лошади большая голова, дети отвечают, а у жеребёнка маленькая.
У лошади большие уши, дети отвечают, а у жеребёнка маленькие.
У лошади большой хвост, дети отвечают, а у жеребёнка маленькие.
У лошади большие ноги, дети отвечают, а у жеребёнка маленькие.
Воспитатель рассказывает детям о том, что лошадь это домашнее животное, она живёт рядом с человеком, человек заботится о ней, кормит её, поит, чистит шёрстку. Человека, который всё это делает, называют конюхом. Дети повторяют это слово хором и индивидуально. Лошадь помогает человеку возить тяжести - ведь она большая и сильная, может тащить телегу.
Воспитатель загадывает детям загадку.
«Быстрее ветра я скачу,
'Цок-цок!' – копытами стучу,
Я громко 'иго-го' кричу,
Садись на спину – прокачу! (Лошадь)
После того, как дети отгадали загадку, воспитатель рассказывает стих о лошадке и показывает каждому индивидуально модель лошадки. В конце организованной учебной деятельности воспитатель спрашивает у детей о домашнем животном – лошади, дети рассказывают о том, что лошадь большая, у неё есть грива, хвост, туловище, на ногах у неё копыта. Детёныша лошади называют жеребёнок.
Таким образом, через детский фольклор детям становится ближе и понятнее мир природы, животный мир, дети лучше запоминают названия животных, их внешний вид, повадки и т.д. Детский фольклор помогает обогащать эмоции детей, развивает воображение, так например увлекательные сказки и стишки о домашних животных сформировать конкретные представления. Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами детский фольклор вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на формирование экологических представлений о домашних животных.
Литература:
- Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан «Дошкольное воспитание и обучение»: Утвержден приказом МОН РК 28. 10.2008 г. № 628. - Астана, 2009. - 29 с.
- Малибаева Н.К. Экологическое воспитание дошкольников средствами фольклора: Автореферат диссертации. – Атырау, 2007. – 32 с.
- Программа воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста «Зерек бала» (от 3 до 5 лет). – Астана, 2009. – 100 с.
- Зотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных / Е.И.Зотова.- М.: Просвещение, 1998.- 159 с.
Социально-экономические перемены, происходящие в Республике Казахстан, выход страны в мировое образовательное пространство требуют обновления содержания образования, в том числе и дошкольного.
Пришло время взглянуть на воспитание и обучение дошкольника через призму новых открытий науки, как на открытую природную систему. Сама природа ставит перед Человечеством задачу воспитания Нового Человека с новым мышлением к окружающей его действительности, к природе. Необходима программа, в которой были бы сконцентрированы знания о развитии и воспитании ребёнка, согласно с последними познаниями Законов Мира для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных особенностей, способностей, талантов.
Дошкольное экологическое воспитание закладывает основы духовного развития личности ребенка, основанной на любви к природе, нормы и правила поведения в окружающей среде, этические принципы отношения к природе, окружающему миру, развивает у детей чувство общности с живой природой [1].
Проблемы экологического воспитания детей дошкольного возраста получили объёмное методологическое освещение в творческом наследии О. Иогансона, А.А. Быстрова, Р.М. Басса, А.М. Степановой, Э.И. Залкинда, Е.И. Волковой, Е.Геннингса и других. Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия по экологическому воспитанию М.В. Лучич, М.М. Марковской. Рекомендации З.Д. Сизенко, С.А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З.Д. Сизенко, С.А. Веретенникова, А.М Низова, Л.И. Пушнина, М.В. Лучич, А.Ф. Мазурина и другие).
Методологические основы формирования экологических представлений рассматриваются в трудах казахстанских ученных А.Е. Манкеш, С. Соляник, Д.Ф. Шарафутдинова, Н.М. Стукаленко, В.И. Фурсова, Т. Алимбаева, А. Байсеновой, Ж. Шиндебаева, И.О. Байтулиной и многих других [3].
С. Н. Николаева считает, что экологические представления - это обобщенное отражение определенных объектов и явлений природы, сложных связей, существующих внутри экосистем, характеризующих сообщества в целом.
По словам Д.Н. Кавтарадзе экологические представления - это формирование адекватных экологических знаний, которыми должен овладеть каждый ребенок
Наряду с этим Л.В. Кузнецова выделяет критерии сформированности экологических представлений:
1) знания о мире животных;
2) знания о растительном мире;
3) знания о неживой природе;
4) знания о временах года.
Иначе говоря, экологические представления - это совокупность представлений о животном и растительном мире, живой и неживой природе, сезонных изменениях в природе во всех их взаимосвязях и взаимовлияниях друг на друга [2].
При формировании экологических представлений о домашних животных необходимо неоднократно обращаться к картинкам, наглядному материалу, моделям домашних животных, которые находятся в группе, а так же ходить на экскурсии, воочию наблюдать за домашними животными, их поведением, и внешним видом.
Как известно в Республике Казахстан детские сады работают по новому государственному общеобязательному стандарту образования. В нём для формирования экологических представлений в образовательной области «Познание» имеются специально нацеленные на это задачи – формирование у дошкольников определённого уровня экологических знаний и представлений, а так же экологического сознания и экологической культуры.
В образовательной области «Познание» программы «ЗЕРЕК БАЛА» в разделе экологии выделяется задача – формирование элементарных знаний и представлений в области экологии, а так же расширение представлений о растительном и животном мире [3].
Значение домашних животных заключается в том, что каждый маленький ребенок проходит в своем развитии стадию активного ознакомления с окружающим миром.
Особую роль на этом этапе играют домашние животные, и почти от каждого малыша в определенный момент можно услышать: "Мамочка, давай заведем щеночка! " В различных интерпретациях это кошечка, щенок, хомячок и т.д. Все это неслучайно. Во - первых окружающие взрослые кажутся ребенку более далекими и загадочными, нежели понятные и непосредственные в своих проявлениях животные.
Во - вторых, хотя большинству детей и свойственен эгоцентризм ("я в центре вселенной! "), ребенок лишен взрослого высокомерия и с радостью уравнивает людей и животных.
И, наконец, не следует забывать, что повадки животных, издавна, считались своеобразной школой выживания для древних людей, и одной из любимых забав современных детей остается имитация и подражание известным ребенку зверям [4].
Хорошим средством привлечения внимания и формирования экологических представлений о домашних животных у детей 3-х – 4-х лет является детский фольклор (стишки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, сказки), которые легко и органично входят в жизнь ребёнка. Вслушиваясь в певучесть, образность детского фольклора, дети знакомятся и учатся любить мир животных.
Дети в возрасте 3-х – 4-х лет имеют представления о внешнем виде, о звуках, о том, как питаются домашние животные, но имеют представлений о труде взрослых по уходу за домашними животными. Поэтому важно помочь детям в формировании экологических представлений, для этого нужно использовать детский фольклор.
В процессе организованной учебной деятельности, а так же в других видах деятельности на которых дети знакомятся, рассматривают картинки с изображениями домашних животных очень эффективно использовать детский фольклор. У детей 3-х – 4-х уже есть запас знаний и представлений о внешнем виде, о том, чем питаются домашние животные, какие издают звуки, но дети не имеют представлений о том, как надо правильно ухаживать за домашними животными. Поэтому в процессе организованной учебной деятельности, а так же в часы досуга необходимо рассказывать детям о том, как правильно ухаживать за коровкой, лошадкой, поросёнком и т.д., чем их кормить. Провести с детьми беседу о том, где живут в зимнее время домашние животные, что у каждого из них есть свой «домик», например, у коровы – коровник, в котором есть кормушка (ясли), стены и пол, на который стелят подстилку (солому), на котором стоит корова, о том, что лошадка в зимнее время находится в конюшне, где то же есть специальная кормушка. В которую насыпают овёс. Так же необходимо формировать у детей представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными, о том, что у лошадки надо расчёсывать гриву и хвост, на хвосте можно заплетать косички. Формировать экологические представления о домашних животных у детей 3-х – 4-х лет необходимо с использованием детского фольклора, так как в этом возрасте детям ещё очень интересно отгадывать загадки, слушать сказки, стишки, потешки, поэтому роль детского фольклора, в этом смысле огромна.
Детский фольклор открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы. Через детский фольклор детям становится ближе и понятнее мир природы, животный мир, дети лучше запоминают названия животных, их внешний вид, повадки и т.д. Детский фольклор помогает обогащать эмоции детей, развивает воображение, так например увлекательные сказки и стишки о домашних животных сформировать конкретные представления. Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами детский фольклор вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на формирование представлений о домашних животных.
С целью формирования экологических представлений о домашнем животном – лошади была организована учебная деятельность на тему: «Лошадь и жеребёнок». В начале деятельности воспитатель сообщает детям, о том, что к ним в группу пришло письмо с картинкой. Воспитатель открывает конверт и достаёт из него картинку с изображением лошади с жеребёнком. Воспитатель показывает картинку детям и просит их рассказать о том, кто изображён на картинке. Дети рассматривают картинку и называют домашнего животного – лошадь. Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинку и показывает части тела у лошади и жеребёнка (туловище, голова, ноги, хвост, копыта, грива). Дети рассматривают и повторяют за воспитателем. Туловище у лошадки продолговатое, покрыто шерсткой коричневого цвета. Воспитатель объясняет детям, что лошадь – это самое быстрое домашнее животное. Человеку её не догнать. Люди давно научились ездить на лошади и на ней могут уехать далеко. Детёныша лошадки называют жеребёнком. Воспитатель просит повторить детей новое для них слово – жеребёнок. Дети повторяют все вместе слово «жеребёнок» а затем индивидуально.
После того, как дети рассмотрели картинку с изображением лошади и жеребёнка, воспитатель предлагает детям провести физминутку с использованием потешки.
«Цок, цок, цок, цок!
(Дети топают правой ногой)
Я лошадка серый бок
(Топают левой ногой)
Я копытцем постучу
(Поочерёдное постукивание)
Если хочешь, прокачу
(Высокое поднимание ног)
Посмотри, как я красива,
(Руки на пояс, повороты туловища)
Хороши и хвост и грива!
(Наклоны головой вперёд)
Цок, цок, цок, цок!
(Дети бегут с высоким подниманием колен)
Я лошадка – серый бок.
После физминутки воспитатель задаёт детям вопросы в игровой форме. Воспитатель говорит первое предложение о лошади, а дети продолжают о жеребёнке.
У лошади большая голова, дети отвечают, а у жеребёнка маленькая.
У лошади большие уши, дети отвечают, а у жеребёнка маленькие.
У лошади большой хвост, дети отвечают, а у жеребёнка маленькие.
У лошади большие ноги, дети отвечают, а у жеребёнка маленькие.
Воспитатель рассказывает детям о том, что лошадь это домашнее животное, она живёт рядом с человеком, человек заботится о ней, кормит её, поит, чистит шёрстку. Человека, который всё это делает, называют конюхом. Дети повторяют это слово хором и индивидуально. Лошадь помогает человеку возить тяжести - ведь она большая и сильная, может тащить телегу.
Воспитатель загадывает детям загадку.
«Быстрее ветра я скачу,
'Цок-цок!' – копытами стучу,
Я громко 'иго-го' кричу,
Садись на спину – прокачу! (Лошадь)
После того, как дети отгадали загадку, воспитатель рассказывает стих о лошадке и показывает каждому индивидуально модель лошадки. В конце организованной учебной деятельности воспитатель спрашивает у детей о домашнем животном – лошади, дети рассказывают о том, что лошадь большая, у неё есть грива, хвост, туловище, на ногах у неё копыта. Детёныша лошади называют жеребёнок.
Таким образом, через детский фольклор детям становится ближе и понятнее мир природы, животный мир, дети лучше запоминают названия животных, их внешний вид, повадки и т.д. Детский фольклор помогает обогащать эмоции детей, развивает воображение, так например увлекательные сказки и стишки о домашних животных сформировать конкретные представления. Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами детский фольклор вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на формирование экологических представлений о домашних животных.
Литература:
- Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан «Дошкольное воспитание и обучение»: Утвержден приказом МОН РК 28. 10.2008 г. № 628. - Астана, 2009. - 29 с.
- Малибаева Н.К. Экологическое воспитание дошкольников средствами фольклора: Автореферат диссертации. – Атырау, 2007. – 32 с.
- Программа воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста «Зерек бала» (от 3 до 5 лет). – Астана, 2009. – 100 с.
- Зотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных / Е.И.Зотова.- М.: Просвещение, 1998.- 159 с.