Формирование экологических представлений о росте и развитии растений у детей старшего дошкольного возраста как психолого – педагогическая проблема
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нём пробуждаются самые лучшие качества.
Мы знаем, что человек живёт и развивается за счёт природы, но тысячелетия мы покоряли её, беспощадно убивая животных, вырубали леса. Сейчас пробил тот час, когда надо остановиться. Человеку нужен чистый воздух, кристально чистая вода, экологически чистые фрукты и овощи. На смену нам идёт новое поколение, наша главная задача – прививать любовь к природе, навыки бережного отношения к ней. Ведь став взрослыми, мы часто вспоминаем детство. Многое, конечно, забывается, но то, что связано с природой, навсегда останется в памяти.
Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, она своей яркостью воздействует на его чувства.
Человек, животное, растение – все мы часть природы и составляем с ней единое целое, несмотря на наши различия. Педагог должен помочь ребёнку осознать это.
Чтобы сформировать у детей сознательное отношение к природе, необходимо продуманно использовать окружающую природную и предметную среду, показывать взаимосвязь растений с внешними условиями, их приспособленность к среде обитания, зависимость жизни и состояния организма от воздействия внешних фактов, деятельности человека.
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зелёные леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя – всё это привлекает внимание детей, радует их, даёт богатую пищу для их развития.
Игры в лесу, на лугу, на берегу озера или реки, сбор грибов, цветов, уход и наблюдение за животными и растениями дают детям много радостных переживаний. Всю жизнь хранит человек воспоминания о речке, в которой он в детстве купался, о лужайке, на которой бегал за пёстрой бабочкой и собирал цветы. Их пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к родной природе, к Родине, воспитывается чувство патриотизма.
Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, журчание ручья, плеск воды, шелест травы, шуршание сухих листьев, скрип снега под ногами – всё это позволяет детям почувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у них эстетического чувства, сенсорного воспитания.
Приобретенное в детстве умение видеть слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. В этом убеждают нас биографии многих учёных – естествоиспытателей (К.А. Тимирязева, И.В. Мичурина), писателей, художников и композиторов (А. Пушкина, М. Пришвина, И. Левитана, П. Чайковского и др.).
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Отсутствие у детей знаний, верно отражающий действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильное представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожения ими лягушек, ежей, полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе.
Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы.
В исследованиях Б.Н. Боневой, В.Г. Грецовой, Л.Ф. Захаревич, Р.Н. Мурсагуловой, Н.К. Постниковой, И.А. Хайдуровой, Н.Е. Хрипач, Т.В. Христовской и др. раскрывается значение растений в воспитательно – образовательной работе с дошкольниками.
Вопрос воспитания положительного отношения к растениям раскрывается В.Г. Грецовой. По мнению автора, основой формирования положительного отношения является наличие знаний о растениях как живых существах, деятельность детей и опора на такие моральные качества личности, как доброта, отзывчивость, стремление оказать своё покровительство более слабым живым существам.
Познакомить детей с растениями, научить любить и ценить их – дело не из лёгких. Основные задачи, которые, на наш взгляд, решает воспитатель, знакомя дошкольников с растениями, следующие:
- дать представления о том, что растения – живые существа, причём очень хрупкие;
- сформировать познавательный интерес к миру растений.
Детей дошкольного возраста необходимо познакомить с ростом и развитием растений. Для этого педагогу необходимо знать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей, чтобы знания и представления усваивались эффективнее, которые обусловлены программой
Дошкольное детство коротко, но и в нем можно выделить периоды, характеризующиеся своеобразием развития детей. Возраст 5 – 6 лет справедливо называют старшим дошкольным.
Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.
В сфере ощущений отмечается существенное снижение порогов всех видов чувствительности. Повышается дифференцированность восприятия. Особую роль в развитии восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам – общепринятым представлениям об основных видах каждого свойства. К 6-летнему возрасту развивается чёткая избирательность восприятия по отношению к социальным объектам.
Восприятие более целенаправленное, дети могут рассматривать предметы, изображения, последовательно обращая внимание на те стороны, которые указываются воспитателем.
Задача воспитателя – учитывать возрастные особенности детей и организовывать их деятельность так, чтобы и активно усваивали новые знания, овладевали навыками и умениями. Необходимо сообразовать педагогические воздействия с уровнем развития, который уже достигнут ребёнком, и с перспективной его развитие, возможностями его совершенствования в ближайшем будущем.
В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней, при этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие такое повышение, с возрастом изменяются. Существенное повышение устойчивости внимания отмечается в исследованиях, в которых детям предлагается рассматривать картинки, описывать их содержание, слушать рассказ. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определённых предметах. Для этой цели старший дошкольник пользуясь определёнными способами, которые он перенимает от взрослых. Таким образом, возможности этой новой формы внимания – произвольного внимания – к 5- 6 годам уже достаточно велики.
В значительной степени этому способствует совершенствование планирующей функции речи, которая является «универсальным средством организации внимание». Речь даёт возможность заранее словесно выделить значимые для определённой задачи предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности.
Одним из основных достижений старшего дошкольника является развитие произвольного запоминания. Некоторые формы этого запоминания можно отметить в возрасте 4-5 лет, однако значительного развития оно достигает к 5-6 годам. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения является одним из условий достижения успеха. Важной особенностью этого возраста является то обстоятельство, что перед ребенком 5-6 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала.
Для формирования у детей шестого года реалистического представления природных предметов и явлений, нужно научить их устанавливать причинно-следственные связи. Установление причинно-следственных отношений, развивая умственные способности дошкольников, учить их анализировать причины, тех или иных природных изменений. Учить находить существенные признаки у живых организмов и использовать их для установления связи между строением отдельны органов и условиями жизни.
В старшей группе детей знакомят с доступными их пониманию связями в неживой природе, с причинами возникновения некоторых явлений, рассказывают о влиянии явлений неживой природы на жизнь растений, животных, на труд человека. Это становится возможным потому, что на шестом году жизни ребёнок уже способен сравнивать, обобщать наблюдаемые предметы и явления, самостоятельно мыслить. Развивается и любознательность.
Уровень развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста достаточен для усвоения ими некоторых систематизированных знаний о росте и развитии растений.
Дети шестого года жизни способны выделять характерные особенности знакомых растений и описывать их.
Воспитатель обучает детей уходу за растениями в уголке природы. Дети овладевают новыми приёмами содержания растений в чистоте и закрепляют усвоенные ранее. Воспитатель напоминает, что от тщательности и аккуратности их действий зависят нормальный рост и развитие растений.
В процессе зимнее – весенних посевов и посадок дети знакомятся с различными посадочным материалом (луковицы, семена, корнеплоды). Им показывают и объясняют приём выгонки луковиц цветущих растений: тюльпанов, нарциссов, гиацинтов. При этом педагог опирается на уже имеющиеся у детей опыт. Так, он предлагает им вспомнить и рассказать, как сажают луковицы.
Из семян выращивают цветущие растения для групповой комнаты (турецкие бобы, настурцию, душистый горошек).
Наблюдения проводятся осенью и зимой, подготавливают ребёнка к восприятию особенностей весеннего и летнего времён года, дают возможность понять динамику и последовательность.
Перед работами на участке в группу приносят семена овощных культур и цветочных культур. Дети под руководством педагога рассматривают эти семена, рассказывают, какие овощи, цветы из них вырастут. Затем воспитатель на глазах у детей берёт блюдечко, кладёт в него вату, а сверху – несколько семян какой – нибудь культуры. Поливает семена водой и ставит блюдечко в тёплое место со словами: «Посмотрим, как будет пробуждаться семечко, что из него появится».
Часть семян, предназначенных для посева, оставляют в группе с тем, чтобы каждый ребёнок мог рассмотреть, и потрогать их, сравнить с теми, что проросли. Наблюдения за прорастанием семян помогают детям представить, как развивается растение, переходя от одного состояния к другому. Участие воспитанников в уходе за рассадой пробуждает ещё большой интерес к природе, вызывает желание самим выращивать овощи, цветы.
В работе с детьми педагог ставит перед собой задачу сделать их труд по выращиванию растений средством воспитания трудолюбия, самостоятельности, дисциплинированности, чувства коллективизма. Стремится так организовать этот труд, чтобы он стал для ребёнка важным и необходимым.
Важно обратить внимание ребёнка на красоту и многообразие растений, показать, как они учувствуют в нашей жизни, что они дают человеку, животным, всей планете. Важно суметь вызвать у ребёнка эмоциональный отклик на красоту и то добро, которое это царство несёт. Ребёнок должен знать, что бессмысленно срывая листик, цветок, он лишит его жизни и возможности дарить нам эту красоту и пользу. Растительное царство очищает воздух, которым мы дышим, даёт нам массу лечебных трав, обогащает нас витаминами и многое, многое другое.
А сколько жизненной силы может дать лес, красота и дыхание растений! Важно, чтобы дети ощущали это в общении с живой природой. Сказки и легенды дают замечательный для этого материал, так же как и красочные слайды, музыка, иллюстративный материал – всё это способствует воспитанию у детей чувства красоты и любви к природе. Дети с малых лет могут учиться элементарным навыкам ухода и наблюдения за растениями, узнавать, что сделано из дерева, цветов, растений, что – то делать своими руками из разнообразного материала, который дарит нам растительное царство.
На примере растений можно изучать разнообразие форм, учиться считать, изучать цветовую гамму, знакомиться с многообразием ароматов, постигать законы природы.
«Зеленое царство» растений привлекает внимание и вызывает заинтересованность ребенка. Умение разглядывать растение, видеть его своеобразие и красоту, замечать разнообразные признаки и состояние – задания эстетичного, умственного и морального воспитания ребенка. Ребенок, наблюдая за растениями, учится распознавать другую (не человеческую) форму жизни, видеть живое существо, жизнь и состояние которого вполне зависит от того, поливают его или нет, водой комнатной температуры или холодной, чистой или с питательными веществами. Отличает здоровые и крепкие растения от слабых, хилых, которые нужно « лечить». Красота – это спутник здоровья. Бледное вытянутое растение с хилыми листьями, которое не дает новых ростков и цветов, - некрасивое.
При систематическом взаимодействии с растениями ребенок понимает, что внешние признаки (цвет, форма, размер и тому подобное) – это прежде всего показатели уровня благополучия растения, наличия необходимых жизненных условий. Поэтому, понимая состояние растения, ребенок «сочувствует» ему и помогает. Поливая, пересаживая, очищая от пыли растения, сначала вместе со взрослыми, а затем самостоятельно, дошкольник будет заботиться о зеленых друзьях [36].
Главными факторами, определяющими жизнь растений, их рост и развитие, являются свет, влага, тепло, питательная почва, воздух. Среди них - свет – самый главный фактор, так как он способствует осуществлению фотосинтеза – процесса жизнедеятельности, при котором зелёное растение превращает лучистую энергию солнца в органические соединения. Пигментные (зелёные) зёрна листьев – хлорофилл – на свету обеспечивает соединение углекислого газа и воды, в результате чего образуются углеводы – органические вещества, являющиеся основной пищей растений. Именно поэтому в процессе эволюции у них выработалась способность поворачивать листовые пластинки к источнику света, стремление расположить их перпендикулярно к максимальному потоку лучей.
Доказано, что ритм роста и развития комнатных растений зависит от светового режима помещения и их экологического происхождения.
Для комнатных растений имеют значение температура и влажность помещения. Оптимальная влажность для нормального протекания фотосинтеза составляет 50 – 80%, что в целом соответствует состоянию помещений ДОУ.
Экологически значимым фактором для комнатных растений является почва, в которой они растут. Различные растения требуют различной почвы, её специально составляют из разных компонентов природной почвы.
Почвенными факторами, экологически значимыми для жизнедеятельности, роста и развития растений, являются питательные вещества, вода и воздух. Молодым растениям дают больше азота – он необходим для роста. С возрастом растения подкармливают: фосфор нужен для нормального развития, калий хорошо регулирует в растении обмен веществ, поступление воды в клетки организма, кальций способствует нормальному развитию корневой системы.
Очень важным с точки зрения экологии растений является снабжение их водой: от умелого и своевременного полива о опрыскивания зависят их рост и фазы развития. Земля в горшках должна быть умеренно влажной, нельзя допускать как её пересушивания, так и переувлажнения – и то, и другое может привести к гибели растений.
Ещё один экологический фактор жизнедеятельности комнатных растений – воздушный режим. Для большинства растений нужен свежий, чистый и не очень сухой воздух – они дышат всеми своими органами, в том числе и корнями. Сухой воздух тормозит процесс фотосинтеза, так как устьица на листьях растений закрываются, чтобы не было лишнего испарения влаги, углекислый газ поступает в меньших количествах, обмен веществ сокращается – рост и развитие растения замедляются или вовсе останавливаются. Помещения следует проветривать, воздух увлажнять, при этом не допускать попадания на растения холодных воздушных потоков из фрамуги. Корни хорошо дышат, если горшок глиняный (имеет поры) и земля в нем рыхлая.
В процессе ознакомления старших дошкольников с жизнью растений решаются более сложные задачи. Детей подводят к обобщению накопленных представлений о растениях, образованию понятий (например, «культурные» и «дикорастущие» растения), осознанию зависимости жизни растений от природных факторов и труда человека, развивают умение видеть некоторые закономерности в жизни растений (постепенность, последовательность и изменчивость в процессе роста и развития).
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.).
Таким образом чтобы сформировать у детей сознательное отношение к природе, необходимо продуманно использовать окружающую природную и предметную среду, показывать взаимосвязь растений с внешними условиями, их приспособленность к среде обитания, зависимость жизни и состояния организма от воздействия внешних фактов, деятельности человека.