Люблю берёзку русскую

Автор:Задорина Людмила Олеговна воспитатель ГБДОУ Детский сад №42
Дата публикации:18.07.2013
Просмотров:8481

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: « Люблю берёзку русскую». (на улице)

Воспитатель: Задорина Л.О.

Участники: дети старше - подготовительной группы.

Длительность: 25-30 мин.

Педагогический замысел: приобщать детей к русскому фольклору; дать знания о том, почему русский народ считает берёзу истинно русским деревом; закрепить внешние признаки берёзы; воспитывать чувства любви к Родине; учить видеть красоту родного края и любоваться им; закреплять желание беречь и сохранять природу.

Предварительная работа: заучивание р. н. песни «Во поле берёзка стояла», рассматривание иллюстраций о русской природе, рассматривание иллюстраций о русском быте, д/ и «В деревне», знакомство с русскими традициями, посещение экспозиций «Русского музея» и краеведческого музея « На берегах реки Ижоры».

 


Ход совместной деятельности:

Чтение р. н. песенки «Берёзонька»:                                                         

Берёзонька моя, берёзонька,

Берёза моя белая,

Стоишь ты, берёзонька,                                                     

Берёза кудрявая!

Посередь  долинушки;

На тебе, берёзонька,

Листья зелёные,

Под тобой, берёзонька,

Травка шёлковая,

Близ тебя, берёзонька,

Красны девушки поют,

Под тобой, берёзонька,

Красны девушки венки плетут.

Воспитатель: О чём говорится в этой песенке? Как ласково называют берёзу? С давних времён русские люди любовались красотой берёзы, воспевали её в стихах и песнях; считали берёзу русским деревом; почитали её, сравнивали с девицей красной, олицетворяли её со светом, чистотой и плодородием. Воспевая русскую берёзу, имели в виду красоту русской природы.

Берёза выступала, как главная героиня праздничных ритуалов; берёзку украшали, как девушку; развешивали на её ветвях венки, пели возле неё особые песни. И мы сейчас споём русскую народную песню «Во поле берёза стояла». (хоровод вокруг берёзы).

Русские люди слагали о берёзе множество загадок. Например:

«Я нашёл древо, из этого древа четыре дела: первое дело – слепому подсвеченье; второе дело – нагому потешенье; третье дело – скрипячему поможенье; четвёртое дело – хворому полегченье». А разгадка такова: «слепому подсвеченье» - из берёзовой древесины делали лучины (показ картинки),которыми освещали избы,когда ещё не было электричества; «нагому потешенье» - из веток берёзы вяжут веники для бани; «скрипячему поможенье» - берёза даёт дёготь, им смазывали колёса у телеги; «хворому полегченье» - люди пьют целебный берёзовый сок.

 

Отгадайте ещё загадки:

На поляне девчонки

В белых рубашонках,

В зелёных полушалках.

 

Зелена,а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява,а без волос.

 

Стоят в поле сестрицы:

Платья белены,

Шапочки зелены.

Русская красавица


Стоит на поляне

В зелёной кофточке,

В белом сарафане.

 

Берёзку называли «юной девушкой», потому что у неё стройный ствол, гладкий и ровный.

 Веточки тоненькие, их много, они свисают вниз как кудри девушки. На берёзе растут серёжки и девушки украшают уши серёжками.

Послушайте, как в своих стихах описывал берёзку русский поэт С.Есенин:

«И берёзы стоят, как большие  свечки»…       или

«Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Зелёная причёска,

О. тонкая берёзка,

Что загляделась в пруд»….    или такие строки

«Я навеки за туманы и росы

Полюбил у берёзы стан.

И её золотистые косы,

И холщёвый её сарафан»….

 

Современная детская поэтесса Ирина Токмакова пишет о берёзе так:

«Если б дали берёзе расчёску,

Изменила б берёза причёску,

В речку, как в зеркало, глядя,

Расчесала б кудрявые пряди она,

И вошло б у неё в привычку

По утрам заплетать косичку».

 

Вопросы к детям:

  • Берёза -  какое дерево: лиственное или хвойное?
  • Почему лиственное?
  • Какой формы листочки?
  • Что есть у дерева? (корень, ствол, ветки, крона, почки, листья, серёжки).
  • Где растут берёзы? (в лесу, парке, саду, на улицах города).


Игра с мячом (в кругу) «Берёза какая?»  (тонкая, стройная, прямая, белоствольная, кудрявая, красивая и т. д.)

 

Речь с движением:

«Мы вокруг берёзы весело пойдём,   (дети идут вокруг берёзы)

Руки вверх поднимем,  (поднимают руки вверх)

Покружимся слегка.       (вдох, встают на носочки, кружатся, выдох)

И подбросим листья вверх под облака.    (делают движения, что берут листья и подбрасывают их вверх).

 

Вопросы к детям:

  • Расскажите, почему важно беречь,  сохранять, и любить природу?
  • А как вы бережёте природу, что для этого делаете?

 

Человек – это часть природы. Мы не можем жить отдельно от природы. Она нас и кормит, и поит, и одевает; даёт нам воздух и жизнь на земле. Поэтому каждый из нас должен помнить, как мы природу сохраним так и будем жить.

II – часть – в вечерний отрезок времени- рисование  «Стоит берёзка русская».

Смотрите другие статьи

Автор: Бороздова Татьяна Ивановна Взаимодействие ДОУ и семьи в решении задач гендерного воспитания дошкольников.
Автор: З.М. Габдуллина. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет.Волгоград, 2010. Компьютер:за и против
Автор: Жарикова Инна Алексеевна "Дидактические игры и упражнения для сенсорного развития детей с нарушением зрения"
Автор: Бороздова Татьяна Ивановна воспитатель МАДОУ - детский сад № 108 г.о. Самара Конспект непосредственно образовательной деятельности
Автор: З.М. Габдуллина. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет.Волгоград, 2010. Функциональная готовность дошкольников к работе на компьютере
Автор: Неизвестен Программа психолого-педагогической подготовки Л.А. Венгнра
Автор: учитель - логопед Съемщикова Лариса Аркадьевна Надо ли учить дошкольника читать?
Автор: ФИЛИНА АЛЕНА НИКОЛАЕВНА РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
Автор: Голубева Валентина Петровна Методическое пособие "Фонетическая зарядка для дошкольников"
Автор: Евгений Новоселов Развитие детей, как развивать эффективно, не смотря на занятость и нехватку времени