Ваша запись была успешно добавлена!
Ok
Ваше сообщение было успешно отправлено!
Ok
Обратная связь сайта «Интернет - Гномик»

Рекомендации педагогам по использованию компьютера в обучении дошколников.

Для проведения с дошкольниками игр и занятий с использованием компьютерных программ необходимо создание компьютерно - игрового комплекса — системы условий, позволяющих сочетать игры и занятия на компьютерах с разнообразными обычными играми и занятиями. Компьютерные игры не заменяют обычные игры, а дополняют их, входят в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями. Для полноценного использования компьютера как средства осуществления нового, более высокого по уровню класса игр от ребенка требуется умение оперировать символами (знаками), обобщенными образами, т. е. необходимо достаточно развитое мышление, творческое воображение определенный уровень развития производимых действий. Все это формируется в многообразной игровой и практической деятельности. При этом особое значение для развития потребности целенаправленного управления компьютером, компьютерных игр имеет игра — ведущая деятельность дошкольника. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отраженными в обобщенной форме игровых способов действия, игровых знаков (символов, приобретающих значение в смысловом поле игры). Немаловажное значение имеет и приобщение детей ко всем формам ознакомления с окружающей действительностью, природной и социальной, как источнику чувства, мысли и творчества.

Вместе с тем компьютер не может быть механически перенесен в воспитательную среду детского сада. Необходимы специальные исследования, обеспечивающие научную базу его внедрения на этой исходной и во многом ключевой ступени народного образования. Следует помнить: диалог с персональным компьютером — это не диалог ребенка с машиной. Машина сама не мыслит. Компьютер — это орудие мыслящего человека. Поэтому процесс его освоения оборачивается не прямой связью «ребенок — компьютер», а опосредованной — «ребенок — компьютер — цель». Причем под целью в зависимости от контекста задачи, возникающей в деятельности, можно понимать довольно широкий ряд, возникающий в игровом, учебном, трудовом общении и других видах деятельности. Здесь важна мотивированность включения компьютера в самостоятельную деятельность ребенка.

По – мнению И. Ивашиной,  важнейшими условиями развития интеллектуальной активности в компьютерных играх являются комплексный метод руководства игрой (Е В. Зворыгина) и индивидуальный подход к детям в процессе их организации. Комплексный метод руководства игрой предполагает естественную связь разных видов деятельности детей, побуждает их к познавательной активности, творческой постановке и выполнению игровых задач поэтапно и все усложняющимися способами и включает четыре взаимосвязанных компонента:

  1. активное познание детьми окружающего
    мира;
  2. поэтапное усвоение игровых способов и
    средств решения игровых задач;
  3. изменение предметно-знаковой среды на
    экране монитора;
  4. активизирующее общение взрослого с ребенком.

Творческое начало в игре глубоко индивидуально, а компьютер может выявить в ходе игры индивидуальные особенности ребенка, адаптироваться к его индивидуальным характеристикам и поддерживать игру в зоне ближайшего развития за счет вариативности содержания и игрового материала. Таким образом, компьютер может «подсказать» воспитателю необходимый темп работы, сложность предъявляемого материала, характер дополнительной работы и т. д.
Однако сами по себе возможности компьютера не могут обеспечить индивидуализацию учебно-воспитательной работы — необходимо разработать методику взаимодействия детей с разными уровнями интеллектуальной активности с компьютером и с взрослым.

По – мнению, Е. Ивановой для того, чтобы обучение в ДОУ было развивающим важно соблюдать три условия:
1.Отбор оптимального содержания.
2. Применение методики, позволяющей ребенку активно    взаимодействовать с компьютером. 
3. Постановка  ребенка  в  позицию субъекта деятельности (позицию активного участника работы, определяющего и управляющего выполнением задания компьютером).

М. Маханевой был разработан КИК. В КИК входило около 40 игр, предложенных в комплекте «Знайка». Последовательная и систематическая работа с детьми в компьютерно-игровом зале в течение года позволила ей сделать следующие выводы:

1.  Занятия с применением компьютеров   очень   интересны   дошкольникам. Они с большим удовольствием осваивают программы, добиваясь их правильного решения,
2.   Психологическая   готовность   дошкольников к использованию компьютерных программ различного содержания  и  уровня  формируется  всей  системой жизни ребенка в детском саду, т. е. процесс овладения элементарной  компьютерной грамотностью требует от педагогов   высокого   уровня   воспитательно-образовательной работы.
3. Большое значение имеет правильный подбор игр, соответствующих возрастным возможностям.
4. Особое место занимает предварительная работа с детьми  (обогащение знаниями по тому или иному вопросу, знакомство с некоторыми символами). Так, например, игры «Водители» и «Дорожные   знаки»   представляют   значительные   трудности   для   детей-шестилеток, которые ранее не посещали детский сад или поступили к нам из других дошкольных учреждений.
5. Игры серий «Математика» и «Азбука   в   картинках»   помогают   детям лучше   усваивать  знания,   полученные на  занятиях,  стимулируют  приобретение новых знаний.
6. Практика показала: большое значение для быстрого освоения игры имеет правильная постановка игровой задачи.
7.   Непременным условием организации компьютерных игр является высокий   уровень   сформированности   творческой игры. Именно в творческой игре у ребенка развивается способность наделять тот или иной предмет каким-то игровым   значением,   что   необходимо для осмысленного оперирования символами на экране дисплея.
8.   Следует  подчеркнуть,  что режиссерские игры,  а также игры из серии «Изобразительное   творчество»   имеют много общего в способах и этапах выполнения   задания.    Поэтому,    освоив последовательность    выполнения    действий  в одной  игре   (например,  «Космос») , дети легко переносят их в другие («Город», «Море»).
9.  Замечено, что дети лучше справляются    с   заданием,    если   работают за компьютером парами. Работа «один на   один»   является   усложнением   задания.
10.   Параллельно  с  обычными   группами в компьютерно-игровом зале занимаются   дети   логопедических   групп (даже с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития).  И хотя качество их работы несколько хуже, но большинство из них справляются с предложенными заданиями, часто не решая подобных вопросов на обычных занятиях.
11.     Важным    моментом,    на    наш взгляд, является и то, что компьютерные  игры   (особенно  математические) являются   своеобразной   диагностикой деятельности воспитателя, так как сразу выявляют пробелы в тех или  иных вопросах   воспитательно-образовательной работы.

М. Каримов приводит следующие рекомендации:

1.      Не     рекомендуется     применять компьютеры там,  где  можно обойтись без них.
2.   Основой компьютерной  грамотности детей являются клавиатурные навыки   и   умение   работать  с   игровыми программами.
3.  Узловая проблема в обучении с помощью компьютеров — разработка качественных в дидактическом отношении сценариев для обучающих,  игровых  и контролирующих  программ.  Основные требования к таким программам — доступность,   занимательность,    возможность работать каждому ребенку в своем темпе.  Переход к более сложному варианту  компьютерной  игры  должен проводиться после проверки компьютером усвоения предыдущего материала.
4.   Наиболее плодотворным является сочетание коллективной и индивидуальной работы детей с компьютером.
По ходу занятий необходимо проводить физминутки. Также будет полезно использование специальных упражнений на занятиях физкультурой, которые помогут в развитии мелкой моторики детей. Таким образом каждое занятие структурно разделено на четыре части: вводная (объяснение), основная (игры на компьютерах), заключительная (анализ игры) и двигательная — для снятия мышечного напряжения (гимнастика для глаз, общеразвивающие упражнения).
Наряду с этим важно учитывать и гигенические  условия использования ЭВМ. Исследования, проведенные в школах,  показали, что занятия с компьютером могут приводить к утомлению и появлению жалоб не зрительный дискомфорт — усталость глаз, боль, зуд, мелькание или двоение и т. д. Чаще всего жалуются школьники, которые имеют те или иные дефекты зрения, не с корригированные очками.

Степень утомления на занятиях с ЭВМ определяется качеством изображения на экране дисплея, содержанием занятия и, конечно, возрастом ребенка.
Дошкольники более чувствительны к воздействию различных факторов среды, поскольку их организм находится в состоянии интенсивного развития. Именно в возрасте 5—6 лет формируется нормальная рефракция глаза, происходит переход физиологической дальнозоркой рефракции в нормальную или близорукую, если к этому имеются генетические предпосылки или условия зрительной работы не соответствуют гигиеническим требованиям (низкий уровень освещенности, напряженная длительная зрительная работа на близком расстоянии, неразборчиво напечатанные текст и рисунки, неудобная поза и т. д.). Интенсивно развивается костно-мышечная система, совершенствуется работа внутренних органов и коры головного мозга, формируется произвольное внимание и многие другие функции, определяющие общее развитие ребенка. Поэтому очень важно, чтобы занятия не оказали неблагоприятного   воздействия   на   здоровье.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что предельно допустимая длительность игровых занятий на ЭВМ для детей шести лет не должна превышать 10 минут.
Наблюдения Глушковой также показали, что наиболее неблагоприятные изменения в функциональном состоянии отмечались преимущественно в понедельник и пятницу. Так, к концу недели снижался уровень умственной работоспособности дошкольников, более половины из них заканчивали компьютерные занятия с выраженным утомлением. У всех детей ухудшались показатели, отражающие состояние аккомодационного аппарата глаза. Примерно такая же картина отмечалась и в понедельник. Таким образом, в качестве наиболее благоприятных дней для проведения занятий с компьютером в группе детей седьмого года жизни могут быть рекомендованы вторник, среда и четверг. Анализ данных показал: без ущерба для состояния здоровья дети могут заниматься на ЭВМ лишь один-два раза и неделю. При увеличении занятости (три и более раз в неделю) большинство детей значительно утомлялись.
Выраженное утомление диагностировалось и в том случае, если занятия с компьютером проводились после трех обязательных занятий или в период, отведенный для прогулки.

Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходят занятия за компьютером. Они могут проводиться лишь в присутствии воспитателя или преподавателя, который несет ответственность за безопасность ребенка.

Для проведения таких занятий необходим специальный кабинет, площадь которого определяется из расчета 6 м2 на одно рабочее место (стул и стол), оборудованное с учетом роста детей. Стул должен обязательно иметь спинку. Исследования (Глушкова Е.) показали: в тех случаях, когда вместо стульев использовались кубы, ухудшение осанки детей к концу года отмечалось в два раза чаще. Ребенок должен сидеть за компьютером так, чтобы линия взора (от глаза до экрана) была перпендикулярна экрану и приходилась на его центральную часть. Оптимальное расстояние глаз до экрана составляет 55—65 см. За видеотерминалом недопустимо одновременно заниматься двум и более детям, поскольку это резко ухудшает условия рассматривания изображения на экране.

Для уменьшения зрительного напряжения важно, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов.
Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения. Для защиты от света могут быть использованы легкие шторы или жалюзи.
Освещенность поверхности стола и клавиатуры должна быть не менее 300 лк, а экрана — не более 200 лк.
При работе компьютеров в помещении создаются специфические условия: уменьшается влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей. Напряженность электростатического поля усиливается при отделке кабинета полимерными материалами.
Пол должен иметь антистатическое покрытие, а использование ковров и ковровых изделий не допускается.
Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий и влажная уборка — протирка столов и экранов дисплеев до и после занятий, протирка полов после занятий.
Признавая, что компьютер — ново-мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом.
Исследования влияния компьютерных игр на нервную систему дошкольников проведенные Маханевой показали следующее:

  • Никакого    негативного    влияния  на нервную  систему,   органы   чувств при занятиях, регламентированных  временными  методическими рекомендациями   «Гигиенические   условия организации учебных  занятий  с  применением компьютеров...», не установлено.
  • Выявлены некоторые сдвиги адаптационных    возможностей    организма (АВО) ребенка в ходе занятий. Так, при минимальном исходном уровне АВО после игры отмечается его снижение, что можно   объяснить   затратой   энергии. Приисходном сниженном уровне АВО в процессе игры он повышается, т. е. психо - эмоциональное напряжение (ожидание неизвестного)   после  игры  снижается. Отсюда следует, что, возможным главным стрессовым фактором является элемент «экзотики» при контакте с компьютером, который при постоянных занятиях исчезает.
  • Выявлено положительное влияние на восстановление адаптационных возможностей детского организма занятий физкультурой и плаванием.

Таким образом, Маханева делает  следующие выводы:

    • занятия в компьютерно-игровом зале допустимы и безопасны для детей старше 5 лет (младший возраст пока не изучался);
    • нормативы количества занятий в неделю целесообразно пересмотреть в сторону их увеличения: проводить 2 занятия в неделю по 15 минут (это снизит элемент напряженности у детей);
    • при работе с видеотерминалами перспективно использование физкультурной реабилитации, витаминоэнергетических комплексов и адаптогенов (типа элеутерококка, пантокрина) за 30 минут до занятий.

Дорогие друзья, если Вам понравилась статья, поддержите Нас, поделитесь с Друзьями!

Автор: Шмулевский Е.М.
Просмотрели: 7307 раз(а)
Средняя оценка: 4.25
Оцените статью
Голосовать

Комментарии


Ваш комментарий будет первым...


Смотрите также Оставить комментарий
* - поля обязательные к заполнению