Утренняя гимнастика в детском саду

Автор:Журина Ольга
Дата публикации:08.02.2012
Просмотров:59461

 К 4 годам продолжается интенсивное развитие функции головного мозга, совершенствуется память, развивается воображение. Ребенок уже может создать образ предметов на основе словесного описания, воспроизвести его в игре, рисунке, движении. Это позволяет предъявить больше требований к организации утренней гимнастики.

 

         Комплекс состоит из 5-6 упражнений, повторяющихся 5-6 раз. Для выполнения упражнений дети строятся в круг (далее можно строить врассыпную). Все больше используется ходьба друг за другом, ходьба парами, держась за руки, ходьба по кругу, держась за руки.

 

         Продолжительность бега до 10 сек и может проводиться с различными заданиями: со сменой направления (за первым и последним), врассыпную, на носках.

 

         В комплекс упражнений для детей 3-4 лет в основном включают имитационные упражнения и упражнения с пособиями (погремушки, флажки, мячи, кубики).

 

         Исходные положения для ног при выполнении упражнений: ступни параллельно, ноги на ширине плеч, слегка расставлены.

 

         Исходные положения для рук: руки внизу, согнуты в локтях у груди, за спиной. В этом возрасте применяются упражнения из исходного положения сидя на стульях, на полу, лежа на спине.

 

         ОРУ даются в такой последовательности:

 

         Если 5



    1. для мышц плечевого пояса и рук

 

    1. для туловища                                           И.п.стоя

 

    1. для ног (кроме прыжков)

 

    1. упражнения для плечевого пояса или туловища (И.п. сидя)

 

    1. упражнения для туловища (И.п. лежа на спине)

 

    1. для ног (прыжки или подскоки)



 

 

В том случае, если в комплекс включены приседания или полуприседания, после них проводятся упражнения для мышц плечевого пояса. После прыжков дается быстрый бег (10 сек). Заканчивается утренняя гимнастика ходьбой с дыхательными упражнениями на релаксацию, игрой малой подвижности.

 

Физическую нагрузку в ходьбе, беге, упражнениях можно регулировать, наблюдая за внешними признаками утомления детей (одышка, бледность лица или его покраснение, нарушения координации).

 

         Основные методы проведения утренней гимнастики в младшей группе – показ воспитателя с объяснением упражнений и одновременным выполнением детьми, распоряжения при строевых упражнениях по возрасту, зрительные ориентиры.

 

 

 

ПРИМЕРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ

 

 

 

Сюжетный комплекс «Курочки»

 

 

 

I. Ходьба и бег друг за другом (2р по 10сек), ходьба на носках. Построение в круг.

 

II. ОРУ



    1. «Курочки машут крыльями». И.п. ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки в стороны, помахать ими, сказать «ко-ко», опустить. Д-6 раз.

 

    1. «Курочки пьют воду». И.п. ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклониться вперед, руки отвести назад, выпрямиться. Д-6 раз.

 

    1. «Курочки клюют зерна» И.п. ноги слегка расставлены, руки внизу. Присесть, постучать пальцами по коленям, встать. Д-6 раз.

 

    1. «Курочки ищут червячка». И.п. сидя, ноги врозь, руки на поясе. Наклониться вперед, руки вытянуть вперед, ищем червячка, выпрямиться. Д-6 раз.

 

    1. «Сильные крылья». И.п. ноги слегка расставить, руки вниз. Руки в стороны, взмах всей рукой и кистью – большие крылья, опустить. Д-6 раз.

 

    1. «Курочкам весело» И.п. ноги слегка расставлены, руки на поясе. Прыжки на месте на 2-х ногах в чередовании с ходьбой. Д- 2 раза по 6 раз.



III. Перестроение из круга. Бег быстрый. Игровое упражнение «Найдем цыпленка» (Воспитатель заранее прячет игрушку и предлагает детям найти ее),

 

Художественное слово

 

 

 

Сюжетный комплекс «Музыкальные игрушки»

 

 

 

I. Ходьба и бег в колонне по одному за воспитателем – он паровозик.  12 раз. Построение в круг.

 

II. ОРУ



    1. «Погремушки». И.п. ноги слегка расставлены, руки внизу.  Руки сжать в кулаки, поднять их вверх, потрясти ими, опустить за спину. Д-6 раз.

 

    1. «Барабан». И.п. ноги на ширине плеч, руки внизу за спиной. Наклониться, постучать указательными пальцами по коленям, сказать «бум-бум», выпрямиться. Д-6 раз.

 

    1. «Дудочка». И.п. ноги слегка расставлены, руки внизу. Подняться на носки, поднести руки ко рту, сказать «ду-ду-ду», встать на полную ступню, опустить руки. Д-6 раз.

 

    1. «Гармошка». И.п. стоя на коленях, руки на поясе. развести руки в стороны, «играем на гармошке, тра – ля-ля», поставить руки на пояс. Д-6 раз.

 

    1.  «Пианино». И.п. сидя, ноги врозь, руки внизу. Наклониться, руки вытянуть вперед, «поиграем пальчиками на пианино», выпрямиться, руки опустить вниз. Д-6раз.

 

    1. «Всем весело». И.п. ноги слегка расставить, руки вниз. 2-3 пружинки и 6-8 подпрыгиваний, чередуя с ходьбой на месте.



III. Перестроение из круга. Быстрый бег за воспитателем.

 

Дыхательное упражнение «Надуем шар»

 

Художественное слово

 

Задание: Самостоятельно составить сюжетные комплексы «Зима», «Зайчики», «Цветы», «Лето», «Бабочки», «Гуси», «Самолет».

 

 

 

Сюжетный комплекс ОРУ «Самолет»

 

 

 

I. Вводная. Ходьба, ходьба приставным шагом, ходьба, бег, перестроение в круг темп, дозировка ??. Ходьба на носках (руки - ?), ходьба на пятках (руки - ?)

 

II. ОРУ



    1. «Самолет». И.п. ноги слегка расставлены, руки вниз. Руки в стороны – «крылья самолета», вернуть в И.п.- «улетел самолет». Д-6 раз.

 

    1. «Самолет выбирает место посадки». И.п. ноги врозь, руки в стороны. наклон вперед, поворот головы в одну, другую сторону, И.п. – Д-6 раз.

 

    1. «Посадки». И.п. ноги слегка расставить, руки за спину. Руки в стороны, присесть – «опустился на землю», вернуться в И.п.  Позже говорить «сели» – Д-6 раз.

 

    1. «Летчики отдыхают». И.п. лежа на спине. Повернуться на бок, живот, другой бок, и опять на спину. дыхание произвольное. Д-6 раз (по 3 раза в каждую сторону).

 

    1. «Летчикам весело». И.п. ноги слегка расставлены, руки на поясе.  Слегка сгибать и выпрямлять ноги («пружинки»), затем перейти на подпрыгивания.  Д-2-3 раза по 6-8 подпрыгиваний, чередуя с ходьбой.



III. Заключительная часть. Бег быстрый ( время ? с переходом на медленный, ходьбу). Дыхательное упражнение «Поиграем на дудочке».

 

Художественное слово

 

 

 

Задание:

 

Просмотреть комплекс и заменить вопросы правильными ответами.

 

 

 

Комплекс утренней гимнастики

для II младшей группы с флажками

 

 

 

I. Ходьба в колонне по одному, бег высоко поднимая колени (как лошадки). Ходьба и бег чередуются. Д-2 раза

 

II. ОРУ с флажками.



    1. «Выше флажок». И.п. ноги слегка расставить, флажки внизу.  Флажки через сторону вверх, помахать, опустить, сказать «вниз». – Д-6 раз.

 

    1. «Помаши внизу». И.п. ноги врозь, руки с флажками в стороны. наклон вперед, помахать из стороны в сторону, вернуться в И.п.  дыхание произвольное. Д-6 раз

 

    1. «Выше ногу и флажок». И.п. ноги слегка расставить, флажки опущены. Поднять флажок и согнутую ногу, вернуться в И. п. Чередование движения ног и рук. Дыхание произвольное. Д-6 раз.

 

    1. «Через стороны» И.п. стоя на коленях, флажки опущены вниз. Через сторону поднять, помахать опустить. Д-6 раз.

 

    1. «Покажи флажок». И.п. сидя, ноги врозь, флажки вниз. Флажки вперед, наклон, сказать «вот», опустить флажки. Д-6 раз.

 

    1. «Подпрыгивание». И.п. ноги слегка расставить, флажки вниз. 6-8 подпрыгиваний и встряхивание флажками.  Д-2 раза. Дыхание произвольное.



III. Игровое упражнение «Воробышки и кот». Воробышки находятся в домике за чертой, а кот в центре зала сидит на стульчике. Воробышки разлетаются по всему залу, а на сигнал воспитателя «Кот!» воробышки убегают, стараясь быстро попасть в свой домик.  Ходьба в колонне по одному за хитрым котом.

 

Художественное слово

 

 

 

Задания:



    1. Составить комплекс утренней гимнастики с платочками, погремушками, без предметов.

 

    1. Записать заключительную часть утренней гимнастики в 2 вариантах.



 

 

 

 

Игровой комплекс утренней гимнастики для II младшей группы

 

 

 

I. Игра средней подвижности «По ровненькой дорожке». Дети становятся по кругу и выполняют движения в соответствии с текстом, который произносит воспитатель:

 

По ровненькой дорожке,

 

По ровненькой дорожке

 

Шагают наши ножки.

 

Раз-два, раз-два

 

По камешкам, по камешкам

 

В яму – бух.

 

Дети выполняют ходьбу, а на слова «по камешкам, по камешкам», прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед, а на слова «в яму – бух» присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы» говорит воспитатель, и дети поднимаются  Д- 2-3 раза.

 

II. Игровое упражнение «Пчелки». Бег врассыпную, подняв руки в стороны и покачивая ими, произносить «жу-жу-жу». Д-2 раза.

 

III. Малоподвижная игра «Пузырь»

Смотрите другие статьи

Автор: Жарикова Инна Алексеевна "Дидактические игры и упражнения для сенсорного развития детей с нарушением зрения"
Автор: Дубова Татьяна Евгеньевна методист ясли - сада "Ак ниет" Формирование экологических представлений о росте и развитии растений у детей старшего дошкольного возраста как психолого – педагогическая проблема
Автор: Александра Шмулевская Профилактика плоскостопия
Автор: Дубова Татьяна Евгеньевна методист ясли - сада "Ак ниет" ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОТНЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА
Автор: Евгений Новоселов Развитие детей, как развивать эффективно, не смотря на занятость и нехватку времени
Автор: Воспитатель Ахтемзянова Венера Айратовна МАДОУ "ЦРР-детский сад № 126" г. Уфа Конспект НОД по социальному миру с элементами ОБЖ и региональным компонентом
Автор: Осокина Людмила Николаевна воспитатель МАДОУ - детский сад № 108 г.о. Самара НОД по социализации "Самара - город мой родной"
Автор: Каширина Ирина МДОУ детский сад №39 г.Тверь Путешествие в деревню к бабушке(беседа о домашних животных)
Автор: Александра Ожог у ребенка. Что делать?
Автор: Воронина Марина Николаевна Проект «В дружбе взрослых и детей – сила сада и семей»