Интегрированное познавательное занятие «Покормите птиц зимой»

Автор:Шмулевская А.Н., педагог дополнительного образования Центра детского творчества г.Абакана
Дата публикации:18.02.2015
Просмотров:7989

Цель: Уточнить знания учащихся о многообразии  зимующих птиц, изучить их особенности  и их значение в природе и жизни человека.


Задачи: содействовать формированию УУД:


1. Личностных:  Содействовать воспитанию  чувства ответственности за братьев наших меньших, воспитывать аккуратность в работе


2. Регулятивных: учить оценивать правильность  выполнения своих действий, развивать навыки самоконтроля;


3. Познавательных:  развивать умение находить взаимосвязи в природе; совершенствовать умения учащихся узнавать птиц  по их устному описанию.


4. Коммуникативных: использовать доступные речевые средства для  передачи своего впечатления,  уважать мнение собеседников, учить работать в группах.


Оборудование: иллюстрации зимующих птиц, иллюстрации различных видов кормушек, виды кормов, мяч, материалы для изготовления  съедобных «валентинок» (тесто, крупа, семена, зерно, овощи, фрукты)


Ход занятия:



  1. Педагог приветствует детей, загадывает загадки:


 


Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
(Воробей)


 


 


Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ...
(Cорока)


 


 


Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)


 


Эти птички с хохолком,


Очень яркие притом.


На рябину прилетели,


Птички эти…


(Свиристели).


Педагог помещает отгадки-картинки на доску. Этих птицы одним словом называют - зимующие. Как вы думаете, почему?


Ответы детей.


Педагог рассказывает о зимующих птицах, демонстрирует картинки:


Воробей


Первая тайна воробьев – это почему их так называют? Угадайте, откуда взялось такое название у воробья: «Вора – бей! Вора – бей!» Ой, так ведь получается «вора бей». Значит, воробушек-то наш воришка! Что же он ворует? Наверное, зернышки. А еще что? Крошки. У кого воробей зерна да крошки ворует? У голубей, собак, кошек и даже у людей (Конечно же, Вы видели с детьми, как проворные воробышки таскают крошки прямо из-под носа неповоротливых медлительных голубей. Да и на птичьей кормушке воробьи не растеряются и без корма не останутся! И из-под носа собаки прямо из ее миски могут крошку ухватить). Получается, что пока другие зазеваются, воробей тут как тут – зернышко утащит. И в этом «вора бей» звучит характер птички – шустрый, проворный, хитрый, драчливый, смелый. задиристый.


А вот ученые думают иначе. Они считают, что вовсе и не вор наш воробей. Они говорят, что слово «воробей» произошло от древнего «вор». От этого «вор» произошли такие известные нам  слова  как «забор» или «ворота». Почему же тогда «воро — бей»? Потому что воробей — это птичка, которая на заборе и на воротах сидит, рядом с человеком давно живет.


Есть и другое мнение. Что в основе слова «воробей» слово «ворк» — ворковать, ворчать. И получили свое название воробьи за то, что они беспокойные и все время чирикают.


Воробьи встают очень рано, когда еще темно, и громко чирикают. Пока на улице светло, они ищут корм. Воробей – птица очень бойкая, себя в обиду не даст, еду себе добудет. А на ночь воробышки собираются снова в стайку, прижимаются друг к другу, чтобы было теплее, и так ночуют.


DSC_3254


У воробьев в стайке есть воробей – сторож. Что же он сторожит? (Попросите ребенка догадаться и высказать свои предположения). Сторож – это воробей, который всегда внимательно смотрит вокруг. Если заметит кошку или ястреба или другого врага, сразу резко закричит «Чррррр», и все воробьи успеют улететь.


Воробьи по характеру птицы смелые, даже драчливые. Но несмотря на свой «боевой» характер, воробьи — это очень дружные птички. Они друг другу помогают – если найдет один воробей корм, обязательно всех друзей позовет. Никогда так не бывает, чтобы нашел воробей крошки и все эти крошки сам съел, друзьям не оставил. Вот какая птица – маленькая, а что такое дружба уже знает!!! И всегда с друзьями делится! Спросите малыша, а он делится с друзьями? В каких сказках он видел птиц и животных, которые дружили и помогали друг другу, делились друг с другом?


Синица


Это красивая птица. У неё на голове черная шапочка, щечки белые, на горле черная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина желто – зелёная, а брюшко желтое.


Синицы очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти.


 Дятел


У этой красивой птицы красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый.  В наших лесах чаще всего встречается большой пестрый дятел. Он украшение нашего леса. Дятел – труженик. Расклюёт дятел в своей «кузнице» шишку и летит за новой. Нередко стайки синичек и других маленьких птичек летают вслед за дятлом.


 


Снегирь


У этой птицы верх головы, крылья и хвост – черные; спина голубовато – серая, а брюшко красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета. Снегири – нарядные птицы. Самцы красногрудые, а у самочек наряд более скромный. Снегири держатся обычно небольшими стайками (7-10 птичек). Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку. С приходом темноты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует.


    


 Клест


Это небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. Клестов называют «северными попугайчиками». Такое прозвище они получили за то, что, подобно настоящим попугаям, искусно лазают по деревьям. Клюв у клеста имеет особую форму: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. Клесты срывают спелые шишки и, усевшись на ветку, придерживают шишку цепкими коготками, достают из неё семена. Клесты единственные птицы, которые зимой выводят птенцов, даже при 28 градусах мороза.


Сорока


Голова, крылья, хвост у этой птицы – черные, а по бокам белоснежные перышки.  Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. Сорока ловкая, подвижная, суетливая птица. Вместе с воронами и галками переселяется  на зиму ближе к жилью людей.


Ворона


У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, крылья и горло  - черные, а остальное тело – серое.


Голубь


Голубь с незапамятных времен считается птицей мира. Он запечатлен в виде памятника более чем в 30 городах планеты. Эти удивительные птицы полны загадок и тайн, которые очень интересно раскрывать многим людям. Удивительным у этих уникальных существ является зрение. Его совершенно не способны ослепить солнце и «молнии» электросварочных аппаратов. Строение тела голубя тоже весьма интересно: короткие, но крепкие ножки носят на себе пухленькое туловище и маленькую головку. Перья этих птиц жесткие, но гладкие. Взрослая особь имеет около 10 тысяч перьев. Уличные голуби устроены немного иначе, чем остальные. Они набивают желудок до упора, а когда места уже не остается, то еда отправляется прямо в зоб, который состоит из левой и правой части. В первую очередь заполняется левая сторона, а затем открывается правая. Этой особенностью они чем-то напоминают хомячков.


       Педагог: Птиц, которые  остаются с нами зимовать и прилетают к нам с северных районов на зимовку, называют зимующими. Прилетают из леса клесты, синицы, свиристели поближе к людям, в поисках пищи. В городских парках они поедают оставшиеся с осени плоды и семена деревьев, но к концу зимы припасов не остается, птицы голодают… Особенно тяжело приходится птицам в феврале. Корма практически не остается, да к тому  приходиться бороться с холодами. В лютые морозы от голода 9 из 10 птиц не доживают до весны. Люди помогают птицам перезимовать, делают кормушки, регулярно наполняя их едой для пернатых. 


Предлагаю и вам сегодня сделать для птиц вкусные угощения –   съедобные «валентинки».


Детям раздается готовое пресное тесто, семена, орехи, крупа, кусочки фруктов и овощей. С помощью формы  из теста выдавливается сердечко, которое украшается на усмотрение ребенка семенами, зерном, орехами и т.п.


Педагог:


-Найдите в своем сердечке самые добрые, лучшие качества. Подумайте, о том,


Готовые «валентинки» выглядят примерно так:


Молодцы, дружно мы поработали! Прилетят на угощенье к кормушке птицы.  (Педагог бросает мяч, задавая вопрос.) Не один воробей, а два …(воробья), не один голубь, а два ..(голубя), не одна сорока, а две ..(сороки), не одна синица, а две…(синицы),не одна птица, а много ..( птиц).


А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово – что солнышко.


птица – птичка, пичужка


синица – синичка


воробей – воробышек – воробьишко


снегирь – снегирек, снегирюшка, снегиречек


голубь – голубка, голубок


галка-галочка.


Чтение стихотворения


 


 


Покормите птиц зимой!


Пусть со всех концов


К вам слетятся, как домой,


Стайки на крыльцо!


                                      


Не богаты их корма,


Горсть зерна нужна.


Горсть зерна – и не страшна


Будет им зима.


 


Сколько гибнет их – не счесть,


Видеть тяжело,


А ведь в нашем сердце есть


И для них тепло.


 


Приучите птиц в мороз


К своему окну,


Чтоб без песен не пришлось


Нам встречать весну!


(А. Яшин.)


 DSC_3253


Использованные источники:



  1. http://rodnaya-tropinka.ru/vorobej-detyam-o-prirode/

  2. http://100facts.ru/udivitelnye-fakty-o-golubjah.html

Смотрите другие статьи

Автор: Шмулевский Е.М. Характеристика учебных компьютерных программ для детей старшего дошкольного возраста
Автор: Картира И.Ю. Конспект Интегрированной тематической прогулки &laquoКапелька воды&raquo
Автор: неизвестен ГРАФИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА М. А. ПАНФИЛОВОЙ «КАКТУС»
Автор: Александра Как научить ребенка говорить?
Автор: Архирейская Анна Владимировна Упражнения по развитию речи с элементами ТРИЗ для детей 5-7 лет
Автор: Атаманова Наталья Юрьевна ГБОУ ООШ № 7, г.Сызрани Самарской области Вместе с папой, вместе с мамой.
Автор: Клоченко Галина Павловна «Развитие исследовательских способностей и познавательной активности детей дошкольного возраста»
Автор: Шмулевский Е.М. Рекомендации педагогам по использованию компьютера в обучении дошколников.
Автор: Дубова Татьяна Евгеньевна методист ясли - сада "Ак ниет" Проблема формирования познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста
Автор: Александра Первый раз в первый класс