Конспект режиссёрской игры по сказке «Гуси лебеди» в средней группе
Справка: к режиссёрским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок (или взрослый) не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
Программное содержание:
- Продолжать совершенствовать навыки детей в управлении настольными куклами, совершенствовать исполнительское мастерство, выразительность в передаче образов героев сказки.
- Развивать устойчивый интерес к игре-драматизации, умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку;
- Закреплять умение бесконфликтно общаться в ходе подготовки к драматизации сказки.
Предварительная работа:
- чтение сказки «Гуси-лебеди», беседы по содержанию сказки;
- заучивание скороговорок на четкость дикции;
- дыхательные тренинги;
4. беседы на тему: «Запомни театральные слова», «Разные жанры сценической речи», «Второстепенные персонажи», «Интонация главных героев»;
5. подготовка реквизита.
Материал и оборудование: воздушный шарик; реквизит для показа сказки: изба + задний план, куклы сестры и братца, печка, яблоня, речка, изображение леса, избушка Бабы-яги, отдельные деревья, гуси-лебеди, ежик.
Ход:
1.Игровая мотивация
Педагог: Ребята, к нам в окно залетел воздушный шарик, он так напуган. Говорит, что за ним гнались Гуси-лебеди, шипели, кричали. Ребята, может такое быть? Какую историю мы знаем про гусей-лебедей и можем рассказать Шарику? (сказка «Гуси-лебеди»)
Педагог (Шарику): А знаешь, Шарик, мы с ребятами не только её расскажем, но и сможем показать тебе в нашем театре. А ты удобно располагайся и смотри.
2. Организация настольного театра
Педагог: Ребята , прежде чем мы начнем показ, расскажите, кто участвует в спектакле? (режиссер, актеры ,художник , музыканты и т.д.) Кто такой режиссер ? (Он самый главный в театре, выбирает актеров, показывает куда расставить декорации, соблюдает последовательность событий и т. д).
Педагог: Вот сейчас мы и выберем режиссера.
Педагог и дети выбирают режиссёра
Педагог: А теперь режиссер раздаст карточки с символами героев сказки. В соответствии с вашими ролями, режиссер вас расставит на игровом столе. (карточки затем убираются в коробку).
3. Расстановка реквизита
Последовательность: изба + задний план, куклы сестры и братца, печка, яблоня, речка, изображение леса, избушка Бабы-яги, отдельные деревья, гуси-лебеди, ежик.
4. Показ сказки
Режиссёр: Итак, сказка начинается…Жили-были муж да жена. И были у них дочка Машенька да сынок Иванушка. Как-то раз родители уезжали в город и наказывали дочке, чтобы она не ходила со двора, не оставляла братца одного. За это они вернутся домой с подарками. Но не послушалась девочка родителей; как только они уехали, она посадила братца у окна, а сама побежала к подружкам. А тут налетели гуси-лебеди, подхватили Иванушку и улетели. Вот вернулась Машенька
А братца-то нет! Только метнулись вдали гуси-лебеди и пропали. Догадалась девочка, кто унес её братца. Бросилась Машенька искать-догонять их . А на пути у неё печка.
М.: Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
П.: Поешь моего ржаного пирожка, скажу.
М.: У моего батюшки и пшеничные не едятся.
Ничего не сказала ей печка. Побежала девочка дальше, на пути у неё яблоня.
М.: Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Я.: Поешь моего лесного яблочка, скажу.
М.: У моего батюшки и садовые не едятся.
Ничего не ответила ей яблоня. Побежала сестрица дальше. Повстречала молочную речку кисельные берега.
М.: Речка, речка. Скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Р.: Поешь моего молочка с кисельком скажу.
М.: У моего батюшки и сливочки не едятся.
Опять ничего не узнала Машенька. Бежит она дальше. Прибежала к дремучему лесу, как быть? Тут навстречу ей ёжик.
М.: Ёжик, ёжик, подскажи, куда гуси-лебеди улетели?
Ё.: Видел я этих разбойников, служат они Бабе, верно они утащили твоего братца, пойдем, покажу дорогу.
Показал Ёжик дорогу, а сам ушел в лес. В дремучем лесу стояла избушка Бабы-яги, а рядом на лавочке сидел её братец и играл яблочками. Схватила девочка Иванушку и бегом из леса. Заметила Баба-яга пропажу и послала помощников своих в погоню. Бежит Машенька, а тут речка.
М.: Речка, речка, спрячь нас.
Р.: Поешь моего молочка с кисельком.
Поели сестра с братцем, речка их и спрятала под крутым бережком. Полетали Гуси-лебеди, ничего не заметили, дальше полетели. Поблагодарили дети речку, опять побежали. А Гуси вернулись, догоняют Машеньку и Братца. В поле яблоня стоит, они к ней.
М.: Яблоня, яблоня, спрячь нас.
Я.: Поешьте моего лесного яблочка.
Съели дети по яблочку, укрыла своими ветками и листочками их яблоня. Полетали гуси над яблоней, ничего не заметили, прочь улетели. Бегут дети дальше, на пути им печка.
М.: Печка, печка, спрячь нас.
П.: Съешьте моего ржаного пирожка, спрячу.
Поели сестрица с братцем порожков. Спрятала их печка, полетали гуси над печкой, полетали-полетали, покричали-покричали, так ни с чем и вернулись к Бабе-яге. А Машенька с братцем вернулись домой, да вовремя. Тут и мать с отцом приехали подарки привезли. Вот и сказочке конец, а кто слушал- молодец!
Педагог: Вот какая поучительная сказка о том, как важно слушаться родителей. Понравились тебе, Шарик, наши артисты? Артистов попросим на поклон.
Воспитатель и дети вместе складывают реквизит на место и играют с шариком.
Литература:
1. А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду» (занятия с детьми 5-6 лет), Мозаика-Синтез, 2007 г.
2. И.А. Агапова, М.А. Давыдова «Театральные занятия и игры в детском саду: развивающие упражнения, тренинги, сценарии», АРКТИ, 2010 г.
3. О.А. Шорохова. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников, Феникс, 2008 г.