Ваша запись была успешно добавлена!
Ok
Ваше сообщение было успешно отправлено!
Ok
Обратная связь сайта «Интернет - Гномик»

Комплекс организованной учебной деятельности по формированию у детей 3-х - 4-х лет экологических представлений о домашних животных на основе детского фольклора

 



  1. 1.     Организованная учебная деятельность на тему: «Кошка и котята»


 


Цель: познакомить с домашними животными  - кошкой и котятами.


Задачи: формировать экологические представления о домашних животных (кошка); развивать воображение и мышление; воспитывать любовь и бережное отношение к домашним животным.


Оборудование: клубок с нитками, картинка С.Михалкова «Котята», мягкая игрушка - кошка.


В начале занятия воспитатель загадывает детям загадку:


«Мордочка усатая,


Шубка полосатая,


Часто умывается,


А с водой не знается» (Кошка)


Воспитатель продолжает:


- Детки, а сейчас я вам прочитаю стишок, а вы внимательно его послушайте!


«Раз - котёнок самый бледный,


Два - котёнок самый смелый.


Три - котёнок самый умный,


А четыре - самый шумный.


Пять - похож на 3 и 2 -


То же хвост и голова,


То же пятнышко на спинке,


Так же спит весь день в корзинке.


Хороши у нас котята -


Приходите к нам, ребята,


Посмотреть и поиграть»


Воспитатель показывает детям картинку С.Михалкова «Котята»


 - Воспитатель показывает детям картинку и просит рассказать детей о том, кто изображён на картинке (кошка). Дети рассказывают о кошке, что она пушистая, добрая, ласковая, большая, красивая. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на картинке изображена не только кошка, но и ещё кто - то, конечно же это котята, воспитатель спрашивает у детей чем они отличаются друг от друга? Дети говорят о том, что один – рыжий, другой - чёрный. Следующий вопрос, который воспитатель задаёт детям – чем занимаются котята? Дети отвечают, что один – играет с клубком, другой – с мячиком, двое залезли на кошку. Воспитатель выслушивает детей, затем просит детей придумать клички всем котятам, изображённым на рисунке и напоминает о том, что кличка зависит от того, что любит делать котёнок. Например: котёнок, который любит спать (Соня), можно назвать котёнка по окрасу, если цвет шерсти рыжий, то можно его назвать Рыжиком. Дети пытаются придумать клички для котят, предлагают разные ответы. Воспитатель еще раз просит посмотреть детей на картинку и показывает на ней кошку и котят, говорит о том, что животных нужно беречь и любить, а так же всегда заботиться о них. Воспитатель вывешивает картинку с изображением кошки и котят на магнитную доску и предлагает детям запомнить и повторить скороговорку о кошке:


«Кошка Паша на окошке


Кашу кушала по крошке»


Дети проговаривают скороговорку вместе и индивидуально, после чего воспитатель предлагает детям вспомнить потешку и поиграть в игру «Кошкин дом».


 - Воспитатель читает потешку, а дети слушают слова и обыгрывают их.


«Тили-бом! Тили-бом!


Загорелся кошкин дом!


Загорелся кошкин дом,


Идет дым столбом!


Кошка выскочила!


Глаза выпучила.


Бежит курочка с ведром


Заливает кошкин дом,


А лошадка – с фонарем,


А собачка - с помелом,


Серый заюшка с листом


Раз! Раз!Раз! Раз!


И огонь - Погас!»


Воспитатель приносит мягкую игрушку – кошку, говорит о том, что её зовут Мурка, вместе с детьми рассматривает её, показывает, что есть у кошки – усы, хвост, ушки, лапки, шёрстка, рассказывает, что любит кушать кошка.


Воспитатель рассказывает детям о том, что за кошкой нужно ухаживать, домашних кошек нужно мыть и расчёсывать, покупать специальные игрушки, а так же кормить кошку молоком, мелкой рыбкой. Молоко кошке наливают в специальную миску, из которой кошке будет очень удобно лакать. Так же у кошки должна быть специальная корзина, где она будет спать и кормить маленьких котят.


После того, как дети прослушали рассказ о кошке, воспитатель просит детей поиграть с Муркой, дети представляют, что они такие же кошечки, как и Мурка и повторяют движения физминутки за воспитателем.


«Села у окошка


 Рыженькая кошка.


 Начала дремать,


 Мурлыкать, засыпать.


 А когда проснулась -


 Умылась, потянулась.


 И пошла гулять -


 Хвостиком вилять».


В конце занятия воспитатель благодарит детей, задаёт вопрос: «Есть ли у вас дома кошка и котята?, как вы за ними ухаживаете? Чем кормите?». Дети отвечают на вопросы воспитателя. Так же дети рассказывают о том, что они узнали на занятии о кошке, и что детёныша кошки называют котёнком.


 



  1. 2.     Организованная учебная деятельность на тему: «Собака со щенками»


 


Цель: познакомить детей с домашним животным – собакой и её детенышами – щенками.


Задачи: формировать представления о домашнем животном – собаке; развивать способность слушать и правильно отвечать на вопросы; воспитывать любовь и бережное отношение к собаке, картинка с изображением конуры для собаки.


Оборудование: мягкая игрушка – собака, картинка с изображением собаки со щенками, маски кошки и собаки.


В начале занятия кто – то стучит в дверь, воспитатель просит детей отгадать загадку о том, кто стучит в дверь.


«Заворчал живой замок,


Лёг у двери поперёк.


Две медали на груди,


Лучше в дом не заходи». (Собака)                        


Дети отгадали загадку, и воспитатель приглашает войти в группу гостя, появляется мягкая игрушка (собака) и просит детей отыскать её щенят.


Воспитатель показывает детям картинку с изображением собаки со щенками.


Воспитатель задаёт вопрос о том, какая собака. Дети говорят, что собака большая, лохматая. Дальше воспитатель  спрашивает у детей, что делает собака. Дети отвечают, что собака лежит, отдыхает, смотрит за своими детками. Следующий вопрос о том, что делают щенята, которые находятся возле собаки. Дети внимательно рассматривают картинку и говорят, что щенята играют, сидят, смотрят на птичек. Воспитатель просит детей послушать стихотворение.


«Ко мне не жалея сил и ног


 Через страх бежал щенок!


 Мимо грозного Полкана,


 Мимо башенного крана


 (И немножко мимо кошки),


 Мимо тени на стене...


Мой щенок бежал ко мне!


После чтения стихотворения воспитатель просит детей вспомнить и рассказать мимо, кого пробегал щенок, и к кому он прибежал. Дети вспоминают стихотворение и отвечают, что щенок бежал мимо Полкана, мимо башенного крана, мимо кошки.


Воспитатель просит детей отгадать загадки.


«Машет радостно хвостом,


 Когда идёт хозяин в дом.


 У неё удел таков -


 Дом хранить от чужаков. (Собака)


Следующая загадка.


«Он чужих не пропускает,


 Осторожно, покусает!


 Или вмиг затеет драку,


 Кто же, кто это? (Собака)


Воспитатель загадывает поледнюю загадку.


«Сплю зимой и летом в будке


 Очень, очень, очень чутко.


 Ни один воришко вор


 Не войдёт ко мне во двор.(Собака)


Дети отгадывают загадки, после чего воспитатель рассказывает детям о сказку про собаку.


Сказка «Добрая собака»


Давным – давно в одной деревне жила добрая, добрая собака и звали её Жучка. Как то, раз, собралась Жучка помочь своему хозяину грибов собрать, только встала на передние лапки и тут же упала, а хозяин её и спрашивает: «Что случилось с тобой Жучка?», а Жучка ему отвечает: «Старая я стала совсем и лапы у меня уже болят, не смогу я тебе мой хозяин больше помогать». Расстроился хозяин и пошёл один  - одинёшенек в лес за грибами, а Жучка осталась лежать во дворе. Лежала, лежала да уснула, вдруг, слышит – «Помогите, помогите!» - раздался чей – то голос издалека, Жучка собрала все свои силы встала на лапы и побежала на помощь, прибегает она на крик и видит, что маленький котёнок в реке тонет, кинулась она его спасать, вытащила она его из воды и отнесла домой, где котёнка ждала мама кошка. Обрадовалась кошка. Увидев своего котёнка живым и невридимым и стала она собаку благодарить и желать ей здоровья, Жучка попрощалась с ними и пошла домой. На утро просыпается, встаёт на все четыре лапы и понимает, что они уже не болят, обрадовалась Жучка и пошла помогать своему хозяину по дому дела делать, так и стали они жить с хозяином ещё долго и счастливо и помогать друг другу во всём.


После прочтения сказки воспитатель говорит детям о том, что надо любить домашних животных всегда о них заботиться, кормить их, быть добрыми и всегда друг другу помогать.


Воспитатель предлагает детям поиграть в игру два друга «Кошка и собака»


«Скок поскок


Скок поскок


Скачет, скачет кошечка


Кличет маленьких детей


Мяу, мяу, мяу деточка


Я спою вам песенку


Мурр – мурр, мяу – мяу,


Вдруг собачка прибежала


Нашу кошку испугала».


После того, как дети поиграли в игру, воспитатель рассказывает детям о том, как необходимо ухаживать за собакой – о том, что собаку нужно кормить специальным кормом для собак, а так же можно давать собаке косточки или свежее мясо, так же у собаки должен быть поводок, для прогулок. Домик у собачки называют  - будка, она очень напоминает маленький домик, в будке есть пол, на который стелят солому или коврик, есть стены и крыша, дл того, чтобы в прохладную погоду собачке было тепло.


В конце занятия воспитатель показывает картинку с изображением собаки и щенят и просит детей называть этих животных. Дети называют и рассказывают о внешнем виде собаки, что у неё есть (лапы, хвостик, шерстка), что детёныша собаки называют щенком.


 



  1. 3.     Организованная учебная деятельность на тему: «Корова и телёнок»


 


Цель: познакомить детей с домашними животными – коровой и телёнком.


Задачи: формировать представления о домашнем животном – корове и её детёныше – телёнке; развивать воображение, способность правильно отвечать на поставленные вопросы; воспитывать любовь к домашнему животному – корове.


Оборудование: игрушка – петушок, курочка, цыплёнок, картинка с изображением коровы и  телёнка, картинка с изображением коровника.


В начале занятия раздаётся стук в дверь и в групповую комнату входит бабушка и здоровается с детьми. В руках у неё магкая игрушка – петушок. Воспитатель просит бабушку показать детям кого она принесла, и дети отвечают что это петушок, курочка и цыплёнок. Воспитатель просит детей рассказать какой цыплёнок. Дети отвечают, что цыплёнок жёлтенький, пушистый, ходит за курочкой мамой и пищит. Затем воспитатель вместе с бабушкой просят детей назвать, где живут курочка, петушок и цыплёнок.  Дети отвечают, что они живут у бабушки дома. Воспитатель просит назвать животных которые живут дома. Дети отвечают, что таких животных называют домашними животными. Воспитатель говорит детям о том, что у бабушки в сарае живут не только курочка с петушком и просит послушать звуки, которые доносятся из окна. Воспитатель просит детей внимательно послушать и отгадать загадку о домашнем животном, которое говорит му – му.


«Говорит она «му-му!»,


 Ночью спит в своём хлеву,


Днём на пастбище идёт.


Молочко нам всем дает». (Корова)         


После отгадывания загадки воспитатель показывает детям картинку с изображением коровы.


Воспитатель просит детей ответить на вопрос какая корова. Дети начинают отвечать, что корова большая. Воспитатель  показывает детям на картинке туловище  и просит детей повторить это слово вместе с ней. Затем индивидуально с каждым ребёнком воспитатель рассматривает картинку с изображением коровы и называет части тела коровы – на голове – рога, на ногах – копыта, есть вымя, хвост. Дети рассматривают картинку и повторяют за воспитателем все части тела, которые есть у коровы.


Затем воспитатель показывает другую картинку, на ней изображён телёнок, воспитатель говорит о том, что детёныша коровы называют телёнком и вместе с детьми рассматривает картинку с изображением телёнка.


Воспитатель сообщает детям о том, что корова это мама для телёнка, когда она его зовёт, она кричит «му - му». Воспитатель просит детей повторить, какие звуки издаёт корова. Дети повторяют «му - му».


Воспитатель рассказывает детям о том, как нужно ухаживать за коровкой – о том, что летом коровка пасётся на лугу, кушает травку, пьёт водичку из реки, а зимой она стоит в коровнике, где есть стойло, ясли – кормушка в которую насыпают сено, дроблёнку, водичку корова пьёт из ведра. Для того, чтобы коровке зимой было тепло на пол, где она стоит стелят подстилку – солому, когда подстилка становится мокрой её меняют на сухую.


После рассказа об уходе за коровкой воспитатель для закрепления читает стихотворение «В коровнике»


«В коровнике корова


И маленький теленок.


Ему тепло и сухо,


Но он мычит спросонок.


Жует корова сено,


И вымя все полнее.


На ножки встал теленок,


И к молоку скорее.


Сосет теленок вымя


И каждый день растет.


Его корова-мама


В луга с собой ведет.


Мычит призывно папа —


Сыночка бык зовет —


И среди трав зеленых


Теленка с мамой ждет».


После чтения стихотворения воспитатель предлагает детям превратиться в коровок и погулять по полю, а заодно и поиграть в игру «Пастух».


Проводится игра «Пастух», воспитатель рассказывает потешку, а дети ходят за «пастухом» по группе и хором мычат.


«Ранним рано поутру пастушок туру- ру- ру!


 А коровки в лад ему му-у-у-у».


После игры воспитатель говорит детям о том, что корову нужно кормить и поить. Объясняет детям, что летом коровка кушает траву, а зимой ей дают сено и поят водичкой из ведра. Затем воспитатель приносит сено и ведро и просит детей помочь. Воспитатель показывает, как надо кормить корову (подносит сено к голове коровы на картинке, изображает, что она жуёт и предлагает детям сделать то же самое). Дети пробуют кормить корову, а несколько детей пытаются поить корову из ведра.


В это время воспитатель приговаривает потешку.


«Уж как я ль мою коровушку люблю,


Уж как я ль то ей крапивушки нажну.


Кушай вволюшку, коровушка моя,


Ешь ты досыта, буренушка моя.


Уж как я ль мою коровушку люблю,


Сытна пойла я коровушке налью,


Чтоб сыта была коровушка моя,


Чтобы сливочек буренушка дала.


После того, как дети попробовали накормить и напоить корову воспитатель говорит детям о том, что корова даёт молоко, что его пьют дети, оно очень вкусное и полезное, телёнок сосёт корову – так он пьёт молоко. Воспитатель показывает картинку.


После просмотра картинки воспитатель рассказывает детям стихотворение.


«Дай молочка, бурёнушка,


Хоть капельку - на донышко!


Ждут меня котята, малые ребята.


Дай им сливок ложечку, творогу немножечко.


Всем дает здоровье молоко коровье.


После чтения стихотворения воспитатель в роли бабушки сообщает детям о том, что она подоила корову и принесла детям молока, и что оно уже разлито по чашкам. Воспитатель раздаёт детям молоко и благодарит бабушку и коровку за молочко, и прощается с ней.


В конце занятия воспитатель вместе с детьми повторяет то, о чём они узнали на занятии – что у коровы есть рога, копыта, хвост, ноги, что детёныша у коровки называют телёнком, корову кормят сеном и травой, а поют водой из ведра. Корова даёт вкусное и полезное молоко, поэтому её надо любить и ухаживать за ней.


 



  1. 4.     Организованная учебная деятельность на тему: «Лошадь и жеребёнок»


 


Цель: познакомить детей с домашними животными – лошадью и жеребёнком.


Задачи: формировать представления о домашнем животном – лошади и её детёныше – жеребёнке; развивать познавательный интерес к живым объектам природы; воспитывать любовь и бережное отношение к домашним животным – лошади и жеребёнку.


Оборудование: письмо с картинкой, картинка с изображением лошади и жеребёнка, модель лошади, картинка с изображением лошади в конюшне.


В начале занятия воспитатель сообщает детям, о том, что к ним в группу пришло письмо с картинкой. Воспитатель открывает конверт и достаёт из него картинку с изображением лошади с жеребёнком. Воспитатель показывает картинку детям и просит их рассказать о том, кто изображён на картинке. Дети рассматривают картинку и называют домашнего животного – лошадь.


Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинку и показывает части тела у лошади и жеребёнка (туловище, голова, ноги, хвост, копыта, грива). Дети рассматривают и повторяют за воспитателем. Туловище у лошадки продолговатое, покрыто шерсткой коричневого цвета. Воспитатель объясняет детям, что лошадь – это самое быстрое домашнее животное. Человеку её не догнать. Люди давно научились ездить на лошади и на ней могут уехать далеко. Детёныша лошадки называют жеребёнком. Воспитатель просит повторить детей новое для них слово – жеребёнок. Дети повторяют все вместе слово «жеребёнок» а затем индивидуально.


После того, как дети рассмотрели картинку с изображением лошади и жеребёнка,  воспитатель предлагает детям провести физминутку с использованием потешки.


«Цок, цок, цок, цок!


(Дети топают правой ногой)


Я лошадка серый бок


(Топают левой ногой)


Я копытцем постучу


(Поочерёдное постукивание)


Если хочешь, прокачу


(Высокое поднимание ног)


Посмотри, как я красива,


(Руки на пояс, повороты туловища)


Хороши и хвост и грива!


(Наклоны головой вперёд)


Цок, цок, цок, цок!


(Дети бегут с высоким подниманием колен)


Я лошадка – серый бок.


После физминутки воспитатель задаёт детям вопросы в игровой форме. Воспитатель говорит первое предложение о лошади, а дети продолжают о жеребёнке.


У лошади большая голова, дети отвечают, а у жеребёнка маленькая.


У лошади большие уши, дети отвечают, а у жеребёнка маленькие.


У лошади большой хвост, дети отвечают, а у жеребёнка маленькие.


У лошади большие ноги, дети отвечают, а у жеребёнка маленькие.


Воспитатель рассказывает детям о том, что лошадь это домашнее животное, она живёт рядом с человеком, человек заботится о ней, кормит её, поит, чистит шёрстку. Человека, который всё это делает, называют конюхом. Дети повторяют это слово хором и индивидуально. Лошадь помогает человеку возить тяжести - ведь она  большая и сильная, может тащить телегу. Лошадка летом пасётся на поле, кушает травку, пьёт водичку на лугу и в речке, а зимой лошадка стоит в конюшне, где для неё стоит специальная кормушка с овсом, а так же ведро с водой, для того, чтобы напоить её водой.


Воспитатель загадывает детям загадку.


«Быстрее ветра я скачу,


'Цок-цок!' – копытами стучу,


Я громко 'иго-го' кричу,


Садись на спину – прокачу! (Лошадь)


После того, как дети отгадали загадку, воспитатель читает стихотворение об уходе за лошадкой, для закрепления представлений об уходе за домашними животными.


«В конюшне»


Живут в конюшне кони


И, стоя в стойле, спят.


Устали от работы


И отдохнуть хотят.


Овес насыпан в ящик,


В ведре стоит вода,


И сеном свежим пахнет —


Оно в меню всегда.


Вот дремлет мама-лошадь


И жеребенок с ней.


Зовут отца-коня они,


Чтоб было потеплей.


После того, как дети прослушали стихотворение об уходе за лошадкой,  воспитатель рассказывает стих о лошадке и показывает каждому индивидуально модель лошадки.


В конце занятия воспитатель спрашивает у детей о домашнем животном – лошади, дети рассказывают о том, что лошадь большая, у неё есть грива, хвост, туловище, на ногах у неё копыта. Детёныша лошади называют жеребёнок.


 



  1. 5.     Организованная учебная деятельность на тему: «Свинья и поросёнок»


 


Цель: познакомить детей с домашними животными свиньёй и поросятами.


Задачи: формировать представления о домашнем животном – свинье и её детёныше – поросёнке; развивать познавательный интерес к живым объектам природы; воспитывать любовь и бережное отношение к домашнему животному – свинье.


Оборудование: картинка «Свинья и поросята», картинка с изображением свинарника.


В начале занятия раздаётся стук в дверь и появляется мягкая игрушка – курочка. Воспитатель спрашивает у детей кто это пришёл в гости, дети отвечают, что это курочка. Затем воспитатель надевает платок на голову и говорит о том, что она будет в роли бабушки и вместе с курочкой они познакомят детей с домашним животным. Воспитатель задаёт детям загадку.


«Свой имеет пятачок,


 Хоть и маленький ещё.


 Любит повизжать спросонок


 Наш чумазый    (поросёнок).


Дети отгадывают загадку после этого воспитатель показывает детям картинку с изображением свиньи и поросёнка.


Воспитатель показывает на картинке части тела у свиньи и поросёнка, у свинья и поросят есть хвостик, ушки, короткие ноги, глаза, ротик, а так же есть пятачок. Воспитатель просит детей повторить слово «пятачок». Дети рассматривают картинку и показывают после воспитателя все части тела у свиньи и поросят. Каждый ребёнок индивидуально подходит к картинке с изображением свиньи и поросят и показывает все части тела на картинке. После того, как дети рассмотрели картинку, воспитатель читает детям стихотворение про поросёнка – «Весёлый поросёнок».


«Наступили холода.


 Занесло снаружи.


 Затянуло коркой льда


 Во дворе все лужи.


 Поросенку не понять.


 Поросенку странно.


 Как теперь ему принять


 Грязевую ванну?».


После того как дети прослушали стихотворение воспитатель задаёт детям вопрос почему поросёнок не может купаться в грязи в зимнее время. Дети отвечают, что зимой на улице снег и вода в лужах замерзает, поэтому поросята не купаются в грязи, а находятся в сараях. После беседы воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру.


«Поросёнок, поросёнок,


 Отчего твой голос звонок?


 - Потому что, хрю-хрю-хрю,


(Дети имитируют голос поросёнка «хрю - хрю»)


 Я так песенки пою!


 - Поросёнок, поросёнок,


 Что ты скачешь, как бесёнок?


 - Я играю в классики


 С лягушонком Стасиком!


(Дети прыгают на двух ногах)


 - Поросёнок, поросёнок,


 Берегись, идёт волчонок!


 - Мне не страшно, если нужно,


 Быстро спрячусь в чёрной луже.


(Дети убегают и прячутся)


 Поросёнок, поросёнок


 Стал совсем как негритёнок.


 Он от радости визжит,


 Умываться не спешит!».


После того, как дети поиграли в игру, воспитатель рассказывает детям о том, что нужно ухаживать за поросятами, потому что это домашние животные, поросят кормят дроблёнкой, на пол для них стелят соломку, чтоб зимой поросятам было тепло, поят их водичкой. Свинья и поросята в зимнее время находятся в сарае, где для них есть клетка, в которой находится корыто для еды (см.рис.23). Летом можно выпускать поросят и свинью на травку, для того, чтобы они бегали и разминали ножки, а так же кушали травку. После рассказа воспитатель читает детям потешку, дети показывают движения к словам.


«Этот толстый поросенок каждый день хвостом вилял,


(Дети показывают мизинцы)


Этот толстый поросенок спинку об забор чесал.


(Дети показывают безымянные пальцы)


Ля –ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю.


(Дети показывают пальцами «фонарики»)


Ля –ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю.


(Дети сжимают и разжимают кулачки)


Этот толстый поросенок носом землю ковырял,


(Дети показывают средние пальцы)


Этот толстый поросенок что-то сам нарисовал.


(Дети показывают указательные пальцы)


Ля –ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю.


Ля –ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю.»


После того, как дети поиграли и послушали потешку, воспитатель закрепляет представления детей об уходе за поросятам и свиньёй и читает стихотворение.


«В свинарнике»


Живет в свинарнике свинья


И с нею поросята.


«Хрю-хрю», — свинья им говорит.


В ответ визжат ребята.


В корыте теплая еда,


А на полу — солома.


Всегда здесь чисто и тепло,


Уютно, будто дома.


Мамаша рада — аппетит


Хороший у детишек.


Пьют молоко все как один


А не читают книжек.


И папа-хряк следит за тем,


Чтоб слушались ребята,


И потому у них всегда,


Здоровы поросята.


После того, как дети прослушали стихотворение, воспитатель ещё раз рассказывает о том, кто сегодня у них был на занятии – свинья и поросята, это домашние животные их нужно любить и ухаживать за ними. У свиньи и поросят есть ушки, носик, хвостик, пятачок, короткие ножки.


 



  1. 6.     Организованная учебная деятельность на тему: «Как разговаривают домашние животные»


 


Цель: познакомить детей со звуками, которые издают домашние животные.


Задачи: формировать представления детей о том, как разговаривают домашние животные; развивать познавательный интерес к живым объектам природы; воспитывать любовь и положительное отношение к домашним животным.


Оборудование: магнитофон с кассетой «Звуки, которые издают домашние животные», плакат с изображением домашних животных.


В начале занятия воспитатель включает магнитофон с записями звуков домашних животных и предлагает детям послушать их. После того как дети прослушали запись воспитатель читает детям короткие стихотворения, а дети должны их дополнить.


«Вот усатый, как разбойник,


 Перепрыгнул подоконник


 Распугал соседских кур


 И мурлыкает МУР-МУР» (Дети дополняют)


Следующее стихотворение.


«У меня ученый пес


Круглой пуговкою нос


 Если в чем - то я не прав,


 Громко лает он ГАВ-ГАВ» (Дети дополняют)


Следующее стихотворение.


«Ходит Зорька по лугам


 Молочко приносит нам


 Жить бы Зорьке в терему


 Но живет она в хлеву МУ-МУ» (Дети дополняют)


Следующее стихотворение.


«Пятачок помоет в луже


И торопится на ужин,


 Отрубей я ей сварю,


 Скажет мне она ХРЮ-ХРЮ» (Дети дополняют)


Последнее стихотворение.


«Напою с утра лошадку


Причешу ей шерстку гладко


И поеду далеко


На лошадке И – ГО – ГО!» (Дети дополняют)


После того, как дети прослушали стихотворения о домашних животных и дополнили их голосами животных воспитатель читает детям стихотворение К.Чуковского «Путаница»


«Свинки замяукали,


 Кошечки захрюкали,


 Собаки замычали,


 Коровы зарычали…»


После прочтения данного стихотворения воспитатель спрашивает у детей, всё ли было правильно в этом стихотворении. Дети отвечают, что в стихотворении животные разговаривали не правильно, после чего воспитатель предлагает детям поиграть в игру: я называю животное, а вы говорите, как оно разговаривает.


Воспитатель начинает называть – кошка – Дети отвечают: «мяу – мяу», собака – «гав - гав», корова – «му - му», лошадь – «и – го – го», поросёнок – «хрю – хрю». Во время того, как воспитатель называет животное он еще и показывает это животное на картинке, а дети смотрят и отвечают.


В конце занятия воспитатель показывает и называет домашних животных, а так же произносит, как разговаривает каждое из показанных животных. Дети внимательно слушают и повторяют за воспитателем. Затем воспитатель показывает детям мультфильм о том, как разговаривают животные, дети с большим интересом смотрят и слушают мультфильм, повторяют все звуки за домашними животными, которые разговаривают своими голосами в мультфильме.


 



  1. 7.     Беседа на тему: «Дикие и домашние животные»


 


Цель: формировать у детей 3-х – 4-х лет умения выделать характерные признаки домашних и диких животных.


Оборудование: картинка с изображением домашней свиньи, картинка с изображением дикого кабана.


В начале беседы воспитатель предлагает детям отгадать загадку.


«У меня есть пятачок,


Вместо хвостика крючок,


В луже я лежать люблю


И похрюкивать: «Хрю - хрю»» (Свинья)


После того, как дети отгадали загадку воспитатель выставляет картинку с изображением свиньи.


Дети смотрят на картинку и описывают её (есть голова, заканчивающаяся пятачком, большие стоячие уши и маленькие глаза, толстое округлое тело, хвост – колечком и короткие ноги с копытцами). После того, как дети описали картинку с изображением домашней свиньи воспитатель рассказывает детям о них. Домашние свиньи хорошо приспособлены к прохладному климату: толстый слой жира защищает их от мороза и от непогоды, а вот жару животные переносят плохо. Свиньи неприхотливы в еде. Свиньи – симпатичные и добродушные животные. Они знают и любят своих хозяев. После того, как воспитатель рассказал детям о домашней свинье, выставляет картинку с изображением дикого кабана и задаёт детям вопрос: кто это. Дети смотрят на картинку и описывают животное. После того, как дети описали картинку, воспитатель рассказывает детям о диком кабане. Кабан обитает в лесу, крупный и сильный зверь, питается желудями, орехами, корнями, молодыми побегами деревьев, может с удовольствием полакомиться и лягушкой, и гусеницей, и червяком. Это ловкие и смелые звери: легко переплывают широкие реки, пробираются сквозь непроходимые заросли, быстро бегают, имеют острые клыки. Свой рассказ воспитатель сопровождает картинкой с изображением дикого кабана.


После того, как дети рассмотрели картинку и прослушали рассказ воспитателя о домашней свинье и о диком кабане, воспитатель проводит беседу с детьми. Задаёт вопрос свинья – какое животное – дети отвечают – домашнее. Кабан  - какое животное – дети отвечают дикое. Воспитатель просит рассказать некоторых детей о домашних животных. Дети отвечают, что домашними животными называют тех животных, которые живут рядом с человеком, и он о них заботится. После того, как воспитатель провёл беседу, он предлагает детям послушать стихотворения.


«Зайчик»


«Прокатился шум лесной -


 Под кустом притих косой.


 Уши длинные прижал,


 Долго эхо провожал»


«Конь»


«На скаку играя гривой,


Скачет быстро он, красиво.


Не догонишь, не дого...


Ишь, как скачет: И-ГО-ГО!»


После того, как дети прослушали стихотворения про домашних и диких животных, воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Кто, где живёт?». Дети по очереди берут маленькие предметные картинки с изображением животных. Называют животное. Картинку прикрепляют на фланелеграф к  силуэту дерева или  домика, в зависимости от места обитания изображенного животного. После того, как дети поиграли, воспитатель подводит итог и вместе с детьми называет диких и домашних животных.


 



  1. 8.     Организованная учебная деятельность на тему: «Мультфильм о домашних животных»


 


Цель: закрепить представления детей о домашних животных.


Оборудование: мультфильм «Мои первые домашние животные».


В начале занятия воспитатель просит детей рассказать о тех домашних животных, с которыми они уже познакомились, для того чтобы помочь в этом детям воспитатель задаёт им загадки.


«Мягкие лапки,


 А в лапках - цап-царапки.           


 Мордочка усатая,


 Шубка полосатая,


 Часто умывается,


 А с водой не знается» (Кошка)


После того, как дети отгадали загадку о кошке, воспитатель загадывает следующую.


«Я, друзья, совсем не злая.


 В дом чужой идет – залаю.


 Задавака? Забияка?


 Нет! Обычная ...» (Собака)


После того, как дети отгадали загадку о собаке, воспитатель предлагает отгадать следующую.


«Кто нам рано по утру


 Громко промычит «Му-му!»


 Кто даёт нам молочка,


 Маслица и творожка,


 Чтоб детвора была здорова.


 Это добрая…» (Корова)


После того, как дети отгадали загадку о корове, воспитатель загадывает следующую.


«Кто там скачет по дорожке? Цок-цок-цок.


 У кого так резвы ножки? Цок-цок-цок.


 Шелковиста её грива,


 Весела она, игрива.


 У неё так шёрстка гладка,


 Это к нам бежит …» (Лошадка)


После того, как дети отгадали загадку о лошади, воспитатель загадывает последнюю загадку.


«У кого монеткой нос,


 У кого крючочком хвост,


 По бокам жирок белявый,


 И щетиной весь оброс?» (Поросенок)


После того, как дети отгадали все загадки, воспитатель предлагает детям посмотреть мультфильм, который называется «Мои первые домашние животные». В данном мультфильме рассказывается о домашних животных (кошке, собаке, корове, лошади, поросёнке), а так же о том, где они живут, чем питаются, как человеку за ними ухаживать. После просмотра мультфильма дети делятся своими впечатлениями, говорят о том, что им очень понравился мультфильм, что они теперь знают о домашних животных очень много, и постараются всегда за ними правильно ухаживать и любить.


В конце занятия воспитатель рассказывает детям потешки о домашних животных, которых дети запомнили не так хорошо, как кошку, собаку.


«Раным-рано поутру


 Пастушок:


 «Ту-ру-ру-ру!»


 А коровки в лад ему


 Затянули:


 «Му-му-му!»


 Ты, буренушка, ступай


 В чисто поле погуляй,


 А вернешься вечерком,


 Нас напоишь молочком».


Следующая потешка о лошадке, воспитатель читает, а дети сопровождают текст потешки движениями.


«Еду-еду к бабе, к деду


На лошадке в красной шапке,


По ровной дорожке


На одной ножке,


В старом лапоточке


По рытвинам, по кочкам,


Всё прямо и прямо,


А потом вдруг


В ямку бух!


Последняя потешка о поросёнке, воспитатель читает, а дети сопровождают текст движениями.


«В лужице хрюшку увидела хрюшка


- Это, конечно, не я, а подружка!


Ну и грязнуля подружка моя!


Просто прекрасно, что это не я!


После того, как дети прослушали потешки и поиграли, воспитатель подводит итог занятия и спрашивает у детей о том, что они узнали на занятии. Дети рассказывают о том, что они отгадывали загадки, смотрели мультфильм и слушали потешки о домашних животных.


 



  1. 9.     Организованная учебная деятельность на тему: «Сельский двор»


 


Цель: закрепить представления детей о домашних животных, которые находятся в сельском дворе.


Задачи: расширять представления о домашних животных; развивать познавательный интерес к домашним животным; воспитывать положительное отношение и привила ухода за домашними животными.


Оборудование: сюжетная картинка «Сельский двор».


В начале занятия воспитатель проводит игру «Узнай по голосу». Детям раздаются картинки с изображением домашних животных и их детенышей. Узнав животное по голосу, ребенок показывает картинку и садится на место. После того, как дети поиграли в игру «Узнай по голосу» воспитатель показывает детям картинку «Сельский двор».


 


Воспитатель рассказывает детям историю о сельском дворе. «В деревне Сосновка жил - был крестьянин Иван Петров. У него были большой двор и много домашних животных. За ними он хорошо ухаживал, и животные были благодарны своему хозяину». После того, как дети прослушали рассказ о сельском дворе, воспитатель задаёт вопросы:



  1. Назовите, какие домашние животные жили у Ивана Петровича? (Дети рассказывают опираясь на сюжетную картинку «Сельский двор»).

  2. Как домашние животные благодарили своего хозяина? (Дети отвечают, что корова давала молоко, лошадь возила грузы, собака сторожила дом, кошка ловила мышей, свинья приносила поросят).

  3. Расскажите, какие дома были у домашних животных? (Дети рассказывают, что корова жила в коровнике, лошадь в конюшне, свинья в свинарнике, собака в конуре, кошка вместе с хозяином в доме).


После того, как дети рассмотрели картинку «Сельский двор» и ответили на вопросы воспитателя проводится физминутка.


«Осторожно, словно кошка,


От дивана до окошка


На носочках я пройдусь.


Лягу и в кольцо свернусь,


А теперь пора проснуться.


Распрямиться и проснуться.


Я легко с дивана спрыгну,


Спинку я дугою выгну,


И из блюдца молочко


Полакаю язычком» (Дети выполняют движения согласно словам стишка). После того, как дети поиграли, воспитатель подводит итог занятия и просит детей вспомнить всех домашних животных, о которых они говорили на занятии. Дети рассказывают о кошке, собаке, корове, лошади и поросёнке.


 



  1. 10.             Итоговая организованная учебная деятельность на тему: «На джайлау»


 


Цель: закрепить представления детей о домашних животных.


Оборудование: запись с голосами домашних животных, макеты домашних животных, картинки и плакат с изображением домашних животных (кошки, собаки, коровы, лошади, свиньи).


В начале занятия воспитатель включает запись с голосами домашних животных, дети слушают и представляют кошку, собаку, корову, лошадь, поросёнка. После того, как дети прослушали запись, воспитатель выходит из юрты, переодет в костюм бабушки и зовёт детей на прогулку по джайлау. На прогулке воспитатель показывает детям макеты домашних животных.


Во время того, как дети рассматривают макеты домашних животных, воспитатель рассказывает стишки.


«Пёс»


 У меня учёный пёс -


 Пёс по имени Барбос.


 Если в чём-то я не прав,


 Громко лает он: ГАВ-ГАВ!


«Кот»


 Кот усатый, как разбойник,


 Перепрыгнул подоконник,


 Распугал соседских кур


 И мурлыкает: МУР-МУР!


«Свинья»


 Пятачок умоет в луже


 И торопится на ужин,


 Отрубей я ей сварю,


 Скажет мне она: ХРЮ-ХРЮ!


«Корова»


 Ходит Зорька по лугам,


 Молоко приносит нам.


 Жить бы Зорьке в терему,


 А она... в хлеву: МУ-МУ!


«Конь»


 На скаку играя гривой,


 Скачет быстро он, красиво.


 Не догонишь, не дого...


 Ишь, как скачет: И-ГО-ГО!


После того, как дети прослушали стишки и рассмотрели макеты домашних животных, воспитатель просит детей рассказать все, что они знают о домашних животных.


Дети рассказывают о кошке, что это домашнее животное, у неё есть лапки, хвостик, усы и шерстка, она очень любит пить молоко, ловит мышей и очень любит ласку, детёныша кошки называют котёнком. О собаке, о том, что собака всегда охраняет дома своего хозяина, любит кушать косточки, у собаки есть лапы, хвостик, она покрыта шерсткой, детёныша собаки называют щенок. О корове, что она даёт молоко, у неё есть вымя, копыта, длинный хвост и рога, она кушает сено и травку, пьёт водичку из ведра, детёныша коровки называют телёнком. О лошадке, что она возит грузы, кушает сено и травку, у лошадки есть хвост и копыта, детёныша лошадки называют жеребёнок. О свинье, что у неё есть пятачок, короткие ножки, хвостик, детёныша свиньи называют поросёнком.


После того, как дети рассказали о домашних животных, воспитатель ещё раз показывает детям макеты и картинки всех домашних животных, о которых дети узнали на предыдущих занятиях.


В конце занятия воспитатель просит детей рассказать стишки о домашних животных, которые дети предварительно выучили, дети рассказывают стишки подводится итог всех пройденных занятий по формированию экологических представлений о домашних животных (кошке, собаке, корове, лошади, свинье) с детьми 3 – 4 лет на основе детского фольклора.

Дорогие друзья, если Вам понравилась статья, поддержите Нас, поделитесь с Друзьями!

Автор: Дубова Татьяна Евгеньевна методист ясли - сада "Ак ниет"
Просмотрели: 2606 раз(а)
Средняя оценка: 0
Оцените статью
Голосовать

Комментарии


Ваш комментарий будет первым...


Смотрите также Оставить комментарий
* - поля обязательные к заполнению