Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников.

Автор: Составитель: Кокорина М.П.
Дата публикации:11.10.2011
Просмотров:15018

Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из приоритетных задач общества в современной жизни. Состояние здоровья во многом определяет развитие личности ребенка, успешность его социализации, формирование его полноценного физического и психического статуса на всех последующих этапах развития. Поэтому задача сохранения и укрепления здоровья детей является одной из самых актуальных, а физкультурно – оздоровительное  направление – приоритетным направлением в дошкольном образовании.    Одной из важных причин неблагополучия состояния здоровья детей в настоящее время является недооценка со стороны педагогов и родителей значимости физической культуры, как средства  психофизического развития    и оздоровления ребенка. Физическая культура является частью общечеловеческой культуры и рассматривается как основа формирования здорового образа жизни, в результате которого закладывается фундамент здоровья.


     Давным – давно, еще на заре педагогики, Януш Корчак поделился своими наблюдениями : «Взрослым  кажется, что дети не заботятся о своем здоровье…… Нет детям совершенно также, как и взрослым , хочется быть здоровыми и сильными , только они не знают ,что для этого надо  делать .Объясни им, и они будут беречься.»             


Наша мечта создать спортивный клуб «Хотим быть здоровыми». Первые шаги для этого уже есть. Мы организовали занятия  фитнесом для педагогов, но посещать занятия могут все желающие – это родители ,школьники. Педагоги это люди ,которые могут научить быть здоровыми. Но сами тоже должны  быть всегда в форме. Ведь только тот может научить, кто сам что-то умеет.  Постепенно идет накопление опыта по поддержанию своего здоровья. В своей группе  мы проводим совместные    круглые столы, где вместе с родителями воспитанников проводим психологические тренинги, устраиваем экологические экскурсии по близ лежащей территории ,очень эмоционально весело проходят спортивные праздники, где болельщиками являются родители детей. Планируем провести совместный праздник «Мама, папа, я - спортивная семья».                                                                                                     


   В нашей группе 22 ребенка .все они имеют основную физическую группу .Из них 15   человек имеет 1 группу здоровья ,7 человек имеет 2 группу здоровья. За истекший      период  двое детей сменили 2 группу здоровья на первую. Это маленькая, но победа. Наша  задача состоит в том , чтобы все дети имели 1 группу здоровья., масса тела вписывалась в нормы, а именно, дети не страдали ожирением и вовремя оказывалась помощь по санации полости   рта. Считаем, что для этого необходимо:             


Просветительская работа среди родителей через уголок     информации, консультации, родительские собрания.         


Тесная взаимосвязь в работе с медицинской сестрой, прикрепленной к учреждению .           


Приглашать медицинских работников на встречу с родителями.


Каждый новый день, как правило, начинается с утренней зарядки, Она поднимает   нам настроение  и заряжает энергией на весь день, создает хорошее настроение. Мы используем все методы для поддержания хорошего настроения своих воспитанников. Стараемся       подбирать интересные комплексы утренней зарядки:                                                                                                                                       


Фитбол -   гимнастика на больших мячах: развивает опорно двигательный аппарат.                                                                                                                     


    Элементы йоги - выполнение движений в медленном темпе с прямой спиной. Подражательные движения , используемые  в детской оздоровительной йоге,.   имеют большое значение для обучения детей разнообразным видам движений. Это самый доступный для детей способ восприятия двигательной деятельности. При назывании движений через образ дети подражают зверям, птицам, рыбам. Образно – подражательные  движения  развивают творческую двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию. Эффективность подражательных движений заключается еще и в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из разных исходных положений и с большим разнообразием видов движений: ходьбы, бега, прыжков, ползании, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. Упражнения на укрепление осанки, профилактика сколиоза и плоскостопия. Занимаемся с детьми дыхательной гимнастикой. Дыхательные упражнения улучшают ритмы, повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, успокаивают, снимают стрессы. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением  эмоциями, речью, движениями..Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей  с синдромом дефицита внимания и   гиперактивностью.      В летний период дети   закалялись на улице: бегали босиком    по траве, пересыпали песок, захватывая его пальцами ног. Используем такой интересный метод  - имитотерапия - подражание действиям животных, деревьям средствам передвижения.   Самостоятельная двигательная деятельность детей проходит     на участке, в группе, в спортивном зале. Индивидуальная работа с отстающими в двигательном развитии детьми проводится во время прогулок. Проводя мониторинг   ежедневного посещения, мы наблюдаем низкий уровень заболеваемости.   В течение дня обязательно должен поддерживаться питьевой режим. В перерывах между разными видами образовательной деятельности выполняем пальчиковою гимнастику.  Одним из современных методов укрепления здоровья является проведение релаксаций и медитаций, индивидуальный подход к ребенку в период магнитных бурь. Для снятия утомления детей важен свежий воздух – поэтому режим проветривания важно соблюдать в течение всего дня. Кроме этого   часто прибегаем  к помощи физкультминуток, которые очень нравятся детям. Дошкольникам нравится выполнять физкультминутки вместе со взрослыми. Занимаемся с детьми артикуляционной гимнастикой-в процессе таких упражнений у детей постепенно вырабатывается координация движений артикуляционного аппарата. Движения языка и губ становятся более точными. В заключении остановимся на таком понятии, как валеология.Иными словами  «забочусь о себе сам». Здоровый образ жизни формируется с детства. И мы, педагоги ,помогаем  ребенку  осваивать следующее:


1.Учим оказывать самому себе первую помощь.


2.Даем первые сведения о полезных и вредных растениях.


3.Знакомим с правилами обработки овощей, фруктов.


4.Преподносим азы о гигиене жилища, об  уходе за одеждой, своим телом, своим игровым  уголком.


Таким образом, физическая культура - понятие емкое. И только в комплексе процедур, с учетом здоровья детей мы сумеем добиться положительных результатов в этом первостепенном вопросе.


 

Смотрите другие статьи

Автор: С. Лупан. Поверь в свое дитя. Обучение ребенка системе мер
Автор: Медведева Юлия Александровна Конспект занятия: "Путешествие по сказкам"
Автор: Прищепёнок Наталья Сергеевна Игры для обучения и жизни
Автор: Мейер Екатерина Геннадьевна Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности по теме: «Весенняя прогулка за солнышком».
Автор: Шмулевский Е.М. Рекомендации педагогам по использованию компьютера в обучении дошколников.
Автор: Литвинова Сафия Усмановна МБУ д/с № 163 "Непоседа" г.о. Тольятти Организации непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе.
Автор: Жарикова Инна Алексеевна «ПРОБУЖДЕНИЕ ПОСЛЕ СНА»
Автор: DeMedikus ДЦП: диагностика, терапия, оперативное лечение в клинике Мюнхена
Автор: З.М. Габдуллина. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет.Волгоград, 2010. Десять советов родителям
Автор: Дубова Татьяна Евгеньевна методист ясли - сада "Ак ниет" Формирование экологических представлений о росте и развитии растений у детей старшего дошкольного возраста как психолого – педагогическая проблема