Особенности подвижных игр и руководство двигательно-игровой деятельностью в разных возрастных группах

Автор:Вельмесева М.Ю., инструктор по физической культуре МБДОУ д/с № 402
Дата публикации:17.12.2013
Просмотров:48131

Особенности подвижных игр и руководство двигательно-игровой деятельностью в разных возрастных группах

 

Вельмесева М.Ю.,

инструктор по физической культуре

МБДОУ детского сада № 402 «Золотая рыбка»

г. Нижнего Новгорода

 

 Физкультура и спорт полезны для здоровья – об этом знают все. И о том, что движение необходимы для физического и психического развития ребёнка, пишется почти во всех книгах о воспитании детей.

В практике детского сада широко используются разные виды игр, но среди многообразия следует выделить те, в которых все играющие  вовлекаются в активные двигательные действия, обусловленные сюжетом и правилами и направленные на достижение определённой условной цели, поставленной перед детьми взрослыми или самими участниками.

Подвижным играм как виду деятельности присущи изменяющиеся условия тех или иных действий, поэтому большинство из них связаны с проявлением двигательных способностей; скоростно-силовых, координационных, на выносливость, силу, гибкость.

Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни имеют сюжет, роли и правила, вторые сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, в третьих – сюжет, действия обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательностью.

 

Все игры для дошкольников построенные на движении, можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные.

 

Подвижные игры с правилами – это игры, разные по содержанию, организации, сложности правил и двигательным заданиям:

- сюжетные («У медведя во бору», « Хитрая лиса»). Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающем мире, явлениях природы, профессиях, средствах транспорта, образе жизни и повадках животных и птиц;

- бессюжетные («Ловишки», «Салки»). Такие игры очень близки к сюжетным, но в них нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, главная роль, взаимосвязанные игровые действия всех участников;

- игровые упражнения («По мостику», «Через ручеёк»). В них отсутствуют игровые действия группы детей, каждый ребёнок действует по отдельному указанию педагога, и выполнение двигательных заданий зависит лишь от него самого и его возможностей.

- игры – забавы (пробежать в мешке, ударить по мячу с закрытыми глазами). Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования.

 

К спортивным играм – относятся игры по упрощённым правилам или элементы игр в городки, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей.

 

Организация подвижных игр

 

Подвижные игры и упражнения проводятся ежедневно:

 

    • в утренние часы (до завтрака)
    • перед и между занятиями
    • на утренней или вечерней прогулке


Возраст


Дни физ. Нагрузок


Дни без физ. нагрузок


1младшая гр.


Вечерняя прогулка


6 – 8 мин


10 мин


5 – 10 мин


2младшая гр.


Вечерняя прогулка


6 – 10 мин


15 – 20 мин


5 – 10 мин


Средняя гр.


Вечерняя прогулка


8 – 10 мин


20 – 25 мин


8 – 12 мин


Старшая гр.


Вечерняя прогулка


10 – 12 мин


25 – 30 мин


10 – 15 мин


Подготовит.  гр.


Вечерняя прогулка


12 – 15 мин


30 – 35 мин


10 – 15 мин

При подборе и проведении игр и упражнений воспитателю следует учитывать характер занятий, предшествующих прогулке. Наиболее эффективно  проходят игры после рассматривания картинок, повторения стихов, конструирования. В это время можно вводить новую игру, требующую от детей внимания для усвоения правил или двигательного задания. После более сложного вида деятельности: математика, пересказ литературного произведения, когда требуется от ребёнка усиленное внимание, целесообразнее провести знакомые игры. В дни физкультурных и музыкальных занятий п/игры проводятся больше во второй половине дня и должны они быть малой и средней подвижности, хороводные.

Важно чтобы круглый год (при благоприятных погодных условиях) дети могли поиграть и поупражняться на свежем воздухе, удовлетворяя свою потребность в движении, совершенствуя свои двигательные навыки в ОВД , подвижных и спортивных играх.

 

Непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию на прогулке, построенная на подвижных играх.

Занятие, построенное на п/играх, целесообразно использовать для снятия напряжения после занятий с повышенной интеллектуальной нагрузкой, для закрепления движений в новых условиях, для получения положительных эмоций.

Вводная часть такого занятия может быть не долгой, так как подготовку организма к физической нагрузке продолжит игра средней или малой подвижности.

В основную часть могут быть включены игры высокой подвижности, совершенствующие виды движений.

 

Заключительная часть составляют игры, снижающие нагрузку, малой подвижности, хороводные.

 

Особенности подвижных игр и руководство игрой

 

1-ая младшая группа

 

Кругозор детей этого возраста мал, внимание не устойчиво, поэтому для них рекомендуются игры с простыми и доступными правилами и сюжетом. Действующие лица хорошо знакомы детям, встречаемы в повседневной жизни (кот, птички) или с которыми его легко познакомить, используя картинку, игрушку, сказку. Правила очень просты и тесно связаны с сюжетом.

Большое место в этом возрасте занимают игровые упражнения, в них включены простейшие двигательные задания (принеси флажок, догони мяч).

Во время игры все малыши выполняют одинаковые роли и движения, несколько образов в игру не вводится. Ведущую роль выполняет только взрослый.

Маленькие дети довольно плохо усваивают все тонкости игры, поэтому целесообразно проводить одну и ту же игру 2-3 раза подряд, далее предложить знакомую, а затем вновь вернутся к первой игре.

Воспитателю приходиться часто совмещать роль в игре и руководство игрой, однако малышей это ни сколько не смущает. Очень важно, чтобы педагог, участвуя в игре, давал образец движений и подсказывал ход игры.

 

2-ая  младшая группа

При подборе и проведении игр важно учитывать предшествующий вид деятельности, дети лучше усваивают новые игры, если перед игрой они рассматривали картину, повторяли стихотворение или конструировали, так как дети не утомлены и смогут воспринять новое двигательное задание. После сложных занятий , требующих от ребёнка усиленного внимания, сосредоточенности, н. развитие математических представлений, лучше не предлагать малышам новых игр, а повторить знакомые.

В данном возрасте в играх появляются задания, связанные с запоминанием предметов, форм, с различением основных цветов, звуков ( «Найди свой цвет», «Беги к флажку»), большинство игр имеют развёрнутые сюжеты и обусловленные роли ( «Кот и мыши», «Поезд») название игры как правило , определяет игровое поведение. В этом возрасте ребёнок уже может принимать на себя главную роль. Воспитательная и образовательная сторона п/игр усиливается, если при повторении они немного видоизменяются (не пройти, а пробежать) или усложняются. В данном возрасте объяснение игры сопровождается показом игровых действий, в дальнейшем объяснение сюжета и правил предшествуют игре.

 

В этом возрасте уже нужно добиваться точного выполнения правил и условий игры.

 

Средняя  группа

Двигательная активность детей средней группы во многом обусловлена большим запасом навыков и умений, хорошей пространственной ориентировкой, стремлением выполнять движения совместно, проявляя выдержку, сообразительность. Ребёнку уже интересны более сложные движения, требующие ловкости, скорости, точности. Они с удовольствием соревнуются, кто дальше прыгнет или кто больше соберёт. Усложняются взаимодействия в игре где результат зависит от согласованности действий в игре ( «Найди пару», «Цветные автомобили»), от умения быстро и организованно построиться в звенья, считаясь с интересом товарищей.

Большинство игр имеют развернутые сюжеты, определяющие содержание движений, во многих играх есть роль водящего, как правило она одна ,но при усложнении игры можно вводить второго водящего н. «У медведя во бору» два медведя.

Объяснение игры должно быть кратким, касаться только самого важного, стихотворный текст игры заучивается детьми прямо во время игры.

В средней группе воспитатель уже редко выполняет роль ведущего, в течении года нужно привлекать выполнять ведущие роли всех детей. В данном возрасте на  роль водящего дети выбираю сами.

Нельзя по ходу игры давать указания, добиваться точности выполнения - это снижает эмоциональный настрой игры их активность, замечания  по нарушению правил делаются по окончанию игры н. тебя бы не поймал медведь, если бы ты не толкал ребят.

Правила в играх для средних детей усложняются; ловить только прикоснувшись, пойманным отходить в сторону. Внимание воспитателя должно быть направлено не на увеличение количества игр, а на повторение и усложнение уже знакомых, для того чтобы дети к концу года могли сами организовать игру с небольшой группой сверстников.

Повторяется игра на 2-3 занятиях, прогулках, затем через некоторое время снова возвращаемся к ней. При повторении можно усложнять содержание и правила игры, видоизменять организацию детей.

 

Старшая  группа

В этой возрастной группе содержание п/игр ещё более усложняется в связи с расширением кругозора детей, включаются новые образы и сюжеты, знакомые из книг, рассказов воспитателя, кинопросмотров, в на которых играх идёт отражение разных профессий ( «Пожарные на учении», «Охотник и зайцы»). Большое место в старших группах занимают бессюжетные игры типа «Ловишки», а также с элементами соревнования, в начале года индивидуальные, затем группами.

Ответственные роли в игре выполняют сами дети, воспитатель напоминает правила и следит за их выполнением, смотрит, как дети выполняют игровое движение, подаёт сигналы. Однако иногда участие воспитателя необходимо, он может взять на себя роль и показать, как нужно быстро двигаться, чтобы поймать много детей, этот приём очень оживляет игру, способствует эмоциональному настрою.

При распределении ролей, как правило, используются считалки, воспитатель участвует только когда необходимо создать равные по силе звенья или команды.

Объяснение игры в старшей группе происходит не только в ходе игры, а непосредственно перед игрой. Воспитатель объясняет содержание игры от начала до конца, особенно обращает внимание на правила.

В старшей группе детей уже интересует не только процесс игры, но её результат, поэтому подведение итогов имеет большое воспитательное значение. Важно справедливо отметить выигравших, пояснить, что даже хороший результат при нарушении правил не приведёт к выигрышу.

 

Подготовительная группа

В подготовительной группе дети более самостоятельны в организации п/игр. Ребёнку известно большое количество игр их содержание и правила, он представляет себе и возможную двигательную и эмоциональную их насыщенность. Это позволяет выбирать  игры в соответствии со своими интересами и желаниями.

В этой группе особенно велико значение игр и упражнений для закрепления и совершенствования у детей навыков в основных видах движений, развитие физических качеств: быстроты, силы, ловкости. Дети начинают действовать наиболее эффективными способами с максимальной мобилизацией усилий для достижения результата, проявляя положительные морально - волевые качества.

Проявление физических и морально – волевых качеств более всего способствует участие ребёнка в таких играх, где важен общий результат, который зависит от взаимодействия участников игры. Особенно это проявляется в эстафетах.

В подвижных играх для тетей 7-го года занимательность сюжета уже не имеет большого значения, поведение детей теперь уже регулируют игровые правила, которыми ребёнок сознательно руководствуется.

Требования точного выполнения правил способствуют воспитанию выдержки, дисциплинированности, чувства ответственности. Эмоциональность п/игр, заинтересованность детей приводят к тому, что старшие дошкольники всё чаще организуют их сами, по собственной инициативе.

Объясняя новую игру, педагог добивается, чтобы дети представляли весь её ход, характер и способы действий персонажей, осознали правила. Первичное объяснение трудных моментов игры может сопровождаться показом. Распределение ролей должно быть равным по силам, дети уже сами начинают понимать разумное распределение сил.

Очень важно подведение итогов. Воспитатель помогает детям осознать, как важно достижение положительного результата по правилам, а не результат любыми способами. Это предупреждает возможные негативные проявления, снижает излишнюю возбудимость, азарт.

В подготовительной группе все дети должны научится самостоятельно организовывать и проводить п/игры, очень важно поощрять игровое творчество детей.

Смотрите другие статьи

Автор: Каширина Ирина МДОУ детский сад №39 г.Тверь Путешествие в деревню к бабушке(беседа о домашних животных)
Автор: Мейер Екатерина Геннадьевна Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности по теме: «Весенняя прогулка за солнышком».
Автор: Прищепёнок Наталья Сергеевна, методист МОАУ ДОД Роль экскурсии в познавательном развитии ребёнка
Автор: З.М. Габдуллина. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет.Волгоград, 2010. Функциональная готовность дошкольников к работе на компьютере
Автор: Учитель -логопед Рудык Фаина Семёновна КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ НА ТЕМУ: «УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГА «У»
Автор: С. Лупан. Поверь в свое дитя. Обучение ребенка системе мер
Автор: Головина Бэла Как развить речь маленького ребенка
Автор: Темирбекова С.Г. Конспект интегрированной продуктивной деятельности &laquoСкворечники для скворцов&raquo.
Автор: Шума Вера Николаевна ДС № 164 Конспект НОД «Тольятти - Город мой родной» для открытого показа воспитателям ДС
Автор: Дубова Татьяна Евгеньевна методист ясли - сада Выставки ясли - сад