Что включает в себя готовность к школе?
Очень скоро ваш ребенок пойдет в школу. Как хочется, чтобы он был успешен, чтобы все у него ладилось: и с учебой и с одноклассниками, да и чтоб учительница любила его как родного. Ради этого мы готовы на все. Мы учим малыша читать, рассказываем про солнечную систему, считаем все, что только можно сосчитать. Достаточно ли этого? Можно ли быть уверенным, что читающий, считающий, и знающий названия всех давно вымерших динозавров ребенок будет успешным в школе?
К сожалению, нет. Помимо интеллектуальной готовности (читать, считать, общей осведомленности), готовность к школе включает в себя и другие, очень важные характеристики, отсутствие которых может очень усложнить жизнь ребенка в школе. Самостоятельность, адекватная самооценка, умение планировать и контролировать свою деятельность, хорошая пространственно-временная ориентировка, крепкое физическое здоровье, умение общаться с детьми и взрослыми, высокая познавательная активность, преобладание учебных мотивов над игровыми — вот перечень важнейших характеристик, от которых зависит будет ребенок успешным в школе или нет.
Рассмотрим более подробно важнейшие из вышеперечисленных характеристик.
Хорошо подготовленный к школе ребенок должен уметь планировать свою деятельность.
• Если ребенок может поставить цель и достигнуть ее — мы будем говорить о высоком уровне планирования.
• Если малыш, поставив цель, осуществит ее лишь частично,— это средний уровень планирования.
•Если действия ребенка абсолютно не соответствуют поставленной цели или ребенок действует хаотично, совершенно не пытаясь достигнуть цель, мы имеем дело с низким уровнем развития данного качества.
Очень важная характеристика готовности к школе — это умение контролировать результат своих действий.
•Если ребенок может самостоятельно сравнить результат своих действий с поставленной ранее целью, можно считать, что у него высокий уровень контроля.
• Если ребенку удается это только частично, при участии взрослых, можно говорить о среднем уровне развития функции контроля,
• Ели ребенок абсолютно не способен соотнести свои результаты с поставленной задачей — это низкий уровень развития контроля.
Мотивация учения, как стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружающего мира и их использование — обязательное условие готовности ребенка к школе.
• При низком уровне развития данной характеристики малыш ориентируется только на непосредственно доступные органам чувств свойства предметов.
•Если ребенок стремится использовать некоторые обобщенные свойства окружающего мира, мы констатируем средний уровень развития мотивации учения.
•При высоком уровне развития учебной мотивации у ребенка наблюдается явное стремление находить скрытые от непосредственного восприятия свойства окружающего мира, определять закономерности и использовать их в своей деятельности.
Рассматривая уровень развития мышления, мы должны иметь в виду следующее.
• Высокий уровень развития интеллекта характеризуется умением слушать другого человека, выполнять такие логические операции, как анализ, обобщение, сравнения, классификация словесных понятий.
•При среднем уровне развития интеллекта, операции сравнения и обобщения выполняются без ошибок, а более сложные операции: анализ, синтез, абстракция и конкретизация — с ошибками.
• Ребенок с низким уровнем демонстрирует явное отсутствие умения слушать другого человека, допускает многочисленные ошибки в выполнении логических операций, как простых, так и более сложных.
Мы предлагаем вам на некоторое время стать психологами для своего ребенка и постараться выяснить насколько ребенок готов к школе, определить его сильные и слабые (если таковые имеются) стороны. Все, что в «плюсе» будет являться источником уверенности и поможет компенсировать то, что в «минусе». А над «минусами» есть время поработать.
Для диагностики мы будем использовать тестовые задания. Тест — система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества.
Итак, вы готовы? Тогда за дело.
Несколько предварительных замечаний, которые позволят сделать процесс диагностики приятным и увлекательным как для вас, так и для ребенка.
• Постарайтесь превратить все тестовые задания в увлекательную игру-исследование. Пусть ребенок будет спасателем, или Шерлок Холмсом, или маленьким профессором и т. п.
• Относитесь к полученным результатам философски: мы не отбираем детей в космонавты. Помните, что невысокие результаты это не приговор, а указатель направления, в котором можно развивать ребенка.
Дети развиваются неодинаково: одни опережают сверстников, другие развиваются медленно. Развитие третьих напоминает скачки кузнечика — долго готовится, а потом прыгает далеко и легко. Обучаемость — это тоже индивидуальная характеристика. Скорость и качество усвоения знаний зависит от многих факторов. Сюда можно отнести:
• свойства нервной системы;
•способы получения, переработки и хранения информации;
• личностные особенности ребенка.
Наблюдая за ребенком, выясните, при каких условиях он бывает успешен, как быстро он схватывает суть задания, как много времени ему надо, чтобы приступить к его выполнению. Все эти наблюдения вам пригодятся, когда ребенок попросит у вас помочь выполнить домашние задания.
Все задания в тестах, и их варианты, которые вы можете придумать сами, опираясь на образец, могут служить упражнениями для развития тех качеств, которые они диагностируют.