Нравственно -экологический проект как эффективная здоровье-сберегающая и развивающая технология в ДОУ.

Автор:Шурубова Альбина Константиновна
Дата публикации:21.08.2014
Просмотров:8087

 


Нравственно-экологический проект - эффективная


здоровье- сберегающая технология в ДОУ.


 


            В настоящее время учёные и практики считают, что проектная деятельность является основой технологического образования, которое необходимо на современном этапе развития мировой цивилизации, так как именно в таком виде деятельности происходит активное усвоение знаний, умений и навыков.  Участие ребёнка-дошкольника в проектной деятельности  может стать первой ступенью в его дальнейшем развитии, воспитании и образовании.


            В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования этот вид деятельности особо эффективен, так как для реализации самого небольшого проекта необходим богатый багаж знаний педагога. Это заставляет нас постоянно повышать свой уровень педагогических компетенций.


            Коллектив нашего детского сада использует метод экологического проекта с 2000 года. Мы неоднократно принимали участие в различных конкурсах по экологическому воспитанию детей. Педагогами разработано и реализуется более 30 детско-взрослых проектов различной направленности. В 2013 году издан методический сборник «Нравственно-экологические проекты для дошкольников».


Методической базой для наших разработок послужил опыт работы Цветковой Ирины Владимировны - кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника РАО.  Она разработала более 50 экологических проектов для младших школьников с интересными названиями и содержанием.


Почему именно экологические проекты?  Дети дошкольного и младшего школьного возраста познают мир эмоциями. Поэтому для них первично - отношение к информации, а сама информация- вторична. Экологический проект как раз и помогает ребёнку-дошкольнику быть готовым к взаимодействию с окружающей природной и социальной средой, проявляя эмоционально положительное отношение к её объектам, чувство удивления и восторга, применяя знания и умения в экологически значимой деятельности. Экологические проекты развивают мотивационную сферу и творчество, произвольность и начала самопознания – осмысления своих собственных действий и поступков.


Тематику и содержание экологических проектов разрабатываем с учётом особенностей и возможностей конкретной возрастной группы детей, предусматривая «зону ближайшего развития» каждого ребёнка. Главное условие при разработке  проекта –  включение регионального компонента и учёт реальных условий и возможностей детского сада. В процессе работы мы пришли к выводу, что краткосрочные проекты доступны детям уже с четырёх лет.


Темы игровых проектов, которые мы предлагаем детям и составляем вместе с ними, имеют большую педагогическую ценность. Они отражают природные и общественные явления «здесь и сейчас», положительные стороны нашего быта, что благотворно влияет на поведение ребёнка не только в игре, но и в окружающем его мире, активизирует его чувства и отношения. При выборе тем  мы учитываем стремление ребёнка старшего дошкольного возраста брать на себя обязанности «защитника». Такая позиция способствует становлению природоохранной деятельности ребёнка. Отсюда и названия проектов: «Спасатели природы», «Школа Добрых Волшебников», «Лекари-Аптекари», «Разведчики прекрасного и удивительного».


Из практики мы видим, что в рамках экологических проектов можно решить  широкий круг задач всех образовательных областей основной образовательной программы дошкольного образования. Дети участвуют в новых интересных видах деятельности: в различных акциях, трудовых десантах, экологических практикумах, опытах и экспериментах. Это позволяет интегрировать различные детские культурные практики, проводить образовательную деятельность комплексно в форме занимательной длительной игры, не прибегая к традиционной форме обучения дошкольников – занятиям.


Экологические проекты по своей структуре схожи с сюжетно-ролевыми играми и дают возможность расширить тематику этих игр. Структура проекта состоит из 4 этапов, на каждом из которых проводятся определённые мероприятия. Перед началом проекта проводится большая подготовительная работа с целью уточнения интересов и объёма знаний детей для того, чтобы спланировать детскую деятельность  с учётом психо - физических возможностей каждого ребёнка: беседы по выбранной теме, чтение литературы, просмотр фильмов, передач, рассматривание альбомов, журналов, плакатов, создание игровых обучающих ситуаций «А что будет, если…?»


            На первом этапе выбирается тема проекта и ставится цель. Возрастные особенности дошкольника не позволяют ставить перед ним отдалённые задачи и требовать от него охватить одновременно несколько направлений деятельности.


Поэтому мы разрабатываем в основном краткосрочные проекты, рассчитанные на неделю и месяц, но в подготовительных группах можно использовать долгосрочные проекты, рассчитанные на год.


На втором этапе идёт пошаговая разработка проекта: определяем, что необходимо для игры, изготавливаем оборудование, распределяем роли и обязанности.


Третий этап – выполнение проекта - самый интересный для детей и самый ответственный для воспитателя. Этот этап включает в себя последовательные взаимосвязанные мероприятия, которые воспитатель для себя планирует до конца проекта.  Именно от экологической образованности педагога, от его эмоционального настроя зависит успешное выполнение поставленной цели. Каждый раз он должен заинтересовать  ребёнка каким-то важным сообщением, новым видом деятельности, новой ролью. В процессе игры-проекта рождаются новые идеи, планы, которые подсказывает нам окружающая действительность.


Завершающий этап – подведение итогов предполагает организацию и проведение праздников, выставок, акций, в которых принимают участие полюбившиеся детям герои : хозяин экологической тропинки, Неболейка, Знайка, Айболит, Мойдодыр. На такие мероприятия мы приглашаем детей младших групп и родителей.


Нравственно -экологический проект  – это не только увлекательная игра, но и гибкая система воспитания и обучения, организации интегрированного воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Данная методика  ориентирована на развитие интеллектуальных и физических возможностей дошкольника, его волевых и нравственных качеств, творческих способностей в процессе выполнения различных видов экологически значимой деятельности.


            Проектная деятельность является межпредметной и полифункциональной. Интеграция знаний и умений детей из различных областей детской деятельности, необходимых для участия в проекте, переводит его в интеллектуально насыщенный метод и повышает его значимость. Каждый специалист нашего учреждения с начала учебного года включается в общий педагогический процесс со своими предложениями и планами. Решая свои специфические задачи, они участвуют в интегрированных занятиях, акциях, походах, экскурсиях, целевых прогулках, праздниках и развлечениях в рамках экологических проектов.


            Метод экологического проекта даёт педагогам большую возможность:


- для выявления «зоны ближайшего развития» ребёнка и соответственно планировать  дальнейшую работу с ним


-развивать интеллектуальный и творческий потенциал посредством использования  несложных схем, карт, моделей, алгоритмов 


-прививать навыки культурного поведения, самообслуживания, стремления к здоровому образу жизни


-развивать артистизм и яркость речи в постановке спектаклей в экологическом театре


- развивать детей физически во время интегрированных   занятий-прогулок по экологической тропе здоровья


- совершенствовать художественно-эстетический вкус при изготовлении поделок из природного материала, во время рисования на природе


- развивать музыкальные и танцевальные способности


Данная методика позволяет широко использовать такое качество ребёнка как «анимизм».


Дошкольник воспринимает природные объекты «на равных» - животные, растения могут думать, чувствовать, общаться. Такое восприятие воспитатели используют в игровых проектах при составлении писем в жалобную книгу, листовок, телеграмм от имени природных объектов к человеку. Способность ребёнка легко входить в образ  используют в рамках проектов музыкальные руководители, педагог-психолог в музыкальных постановках, в играх-драматизациях, инсценировках, в играх-перевоплощениях, в пластических и психологических этюдах.


            Какие же конкретные условия создаёт метод экологического проекта ребёнку-дошкольнику для его воспитания и обучения в ДОУ? Если судить по видам деятельности, которые проводятся с детьми в течение дня в рамках экологических проектов, можно утверждать, что они обеспечивают наличие одного из главных условий – ИНТЕРЕСА ребёнка к тому, что ему предлагают освоить и  сделать. Интерес – это первый шаг алгоритма всего процесса  умственного развития ребёнка-дошкольника: интерес – любознательность – расширение кругозора - становление речи и обогащение словаря  – развитие логического мышления – способность делать выводы и умозаключения – применение знаний на практике.


Именно на основе детских интересов мы разрабатываем экологические проекты и очень часто их темы нам подсказывают сами дети. Установлено, что 50% своих вопросов наши «почемучки» задают именно о природе. Из своей практики мы сделали вывод, что с помощью игрового проекта можно помочь детям ответить на большую их часть.


В совместной работе с воспитателем и сверстниками ребёнок получает довольно обширные и глубокие знания, активно участвуя в различных видах практической деятельности: опытах, экологических практикумах и экспериментах, экскурсиях и походах. Несмотря на то, что экологический проект для дошкольников в основном носит коллективный характер, разнообразие видов деятельности способствует развитию в каждом ребёнке его индивидуальных  наклонностей и способностей.


В содержание экологического образования в рамках проектов входит широкий спектр познаний в разных областях. В области биоэкологии дети знакомятся с особенностями живых организмов, узнают об их связях с особенностями среды обитания, сравнивают их разнообразие. Постигая знания из социальной экологии, дети узнают об экономике природных ресурсов, о зависимости своего здоровья от окружающей среды, об экологической безопасности, о том, как улучшить состояние окружающей среды. Прикладная экология знакомит детей с  правилами поведения в природе; для чего нужны заповедники, Красная книга; учит принимать участие в посильных природоохранных акциях.


Психологи установили, что при переходе к школьному обучению дети предпочитают предметы «интеллектуального» цикла, отличающиеся новизной, в сравнении с деятельностью в детском саду. Это происходит потому, что именно они обеспечивают насыщение познавательных мотивов, характерных для ведущей деятельности детей младшего школьного возраста. Именно новизной видов деятельности элементарная  проектная  деятельность и привлекает детей старшего дошкольного возраста, в процессе которой они учатся рассуждать, принимать решения, воспитывать в себе личностные качества: трудолюбие и добросовестность, сотрудничество и сопереживание, умение контролировать своё знание и умение, оценивать собственные достижения.


В рамках современного видения экологический проект – прекрасный помощник в предшкольной подготовке дошкольника, так как выступает в качестве средства формирования новообразований личности ребёнка: рефлексии, произвольности, внутреннего плана действий, что является одним из главных условий в сопровождении ребёнка по образовательному маршруту в период пребывания его в детском саду.


В экологических проектах  развиваются и стабилизируются все компоненты готовности ребёнка к обучению в школе:


-личная готовность формируется при тесном общении с природой, которое обеспечивает устойчивый эмоциональный фон для развития мотивационной сферы, адекватной оценки окружающего мира и своего «Я» в этом мире


-ребёнок приобретает богатый багаж знаний не только о самих объектах природы, но и научается планировать свою деятельность: ставить перед собой определённую цель и добиваться её, выполняя целый ряд последовательных действий


-действенное общение с природой, а не простое созерцание красоты, формирует у детей самые высокие качества и чувства: заботу и милосердие, уважительное отношение, способность быть коммуникабельным в обществе сверстников, потребность в общении с детьми и взрослыми, подчиняться общим интересам группы.  


Метод экологического проекта открывает перед педагогом большие возможности для становления нравственных начал ребёнка-дошкольника посредством более глубокого ознакомления с природным окружением, бытом, культурой и искусством людей своей малой Родины в адекватных видах детской деятельности.  В совместной деятельности педагога и ребёнка успешно решаются в комплексе задачи нравственно - личностного развития дошкольника: трудолюбие, гуманное отношение ко всему живому - доброжелательность, отзывчивость, заботливость; любовь к Родине, уважение к людям-труженикам.


Многогранность видов деятельности с детьми в рамках нравственно-экологического проекта, их взаимосвязанность и системность проведения, а также широкий спектр задач, решаемых в процессе этой деятельности, даёт нам право говорить о методе проекта,  как о  педагогической здоровье- сберегающей  технологии, с помощью которой возможно реально повысить уровень общей культуры ребёнка-дошкольника: сформировать у него начала нравственности, экологической культуры, стремления к здоровому образу жизни, желание познавать окружающий социальный и природный мир.


 


 


Нравственно-экологический проект


«Школа добрых Волшебников».


 


Информационная карта проекта.


 


Авторы проекта: Порубова И.И., Штаненко Д.И., Шурубова А.К.


Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста ценностных основ отношения к действительности; решение проблем экологического, социального, познавательного и эмоционального развития ребенка-дошкольника.


Вид проекта: игровой, познавательно – исследовательский, коллективный


Участники: дети 5-7 лет, воспитатели, специалисты, родители


Продолжительность: календарный год


Актуальность проекта: сложная экологическая обстановка на Земле; недостаточный уровень экологических знаний и экологической культуры населения.


Задачи образовательных областей ООП ДО:


ОО «Социально-коммуникативное развитие»- становление эмоционально-нравственных начал; формирование мотивационной сферы, произвольности и начала самопознания – осмысления своих собственных действий и поступков в играх, в общении с природой, людьми; формирование понятий о безопасности жизнедеятельности человека в процессе использования природных ресурсов; о безопасном поведении детей в природе; привитие навыков и умений в экологически значимой деятельности; прививать трудолюбие, уважение к людям-труженикам, первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края; развитие  умений выполнять поручения и задания осознанно и на довольно высоком уровне.


 


ОО «Познавательное развитие»- развитие научно познавательного отношения к окружающей среде; ознакомление с основными понятиями экологии, овладение элементарными приемами наблюдений в природе, освоение этических норм отношения к природным объектам.


ОО «Речевое развитие»- развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности и в разных ситуациях; формирование  устойчивого интереса к  книге: художественной, природоведческой.


ОО «Художественно-эстетическое развитие»- ознакомление с понятием «гармонии» природы и изобразительного искусства; формирование умения понимать и ценить красоту живой природы как источника творческого вдохновения; ознакомление с понятием «гармонии» природы и музыки; формирование умения понимать и ценить красоту живой природы как источника творческого вдохновения.


ОО «Физическое развитие»- формирование понятий о здоровом образе жизни, о влиянии природных факторов на здоровье человека; формирование навыков и умений применять полученные знания при решении личностных проблем, адекватных возрасту; следить самостоятельно за своим здоровьем.


 


 


























































Месяц



Вид деятельности, содержание, тематика



 


Сентябрь



1.Подготовка материалов и атрибутов к ср игре «Лесная школа». 2.Сбор «добрых дел» (в рисунках, фотографиях) по группам для копилки «Наши добрые дела» (что мы делали в сентябре?) 3.Нравственно-экологические акции ко Дню города: «Мой город- мой дом», «Красота спасёт мир», «Любишь свой город -посади дерево», «Улица Тепличная -улица отличная!»- уборка территории, посадка саженцев.


4.Оформление фотостенда «Наши добрые дела» в рамках акции «Мой город - мой дом». 5.Спасательная операция «Муравей» - выявление и охрана муравейников .


6.Трудовой десант – «Праздник добрых людей» (благоустройство территории дсада ,микрорайона)


ИТОГ: Копилка «Подарки Кубанской Осени».



Октябрь



1.Акция «Добрые волшебники – птицам» : заготовка плодов, ягод, семян, сала; изготовление  и развешивание кормушек. 2.Нравственно-экологическая акция «Краснодар – значит красивый» ( посадка саженцев)


3.Операция «Каштан» - сбор природного материала


4.Акция «Внимание! Переходим на зимнее время!»


5.Пополнение копилки Добрых дел. 6.Акция «Добрые волшебники- людям!» -(участие в заготовке лекарственных трав)


7.Экскурсия по экологической тропе микрорайона


8.Операция «Листопад!» - помощь дворнику в уборке листьев на участках; сбор осенних листьев деревьев для гербария и поделок 9.Краткосрочный проект «Экологический театр – малышам» - показ экологических сказок детям младших групп.


10.Создание солнечных часов в группе.


ИТОГ: составление календаря природоохранных мероприятий месяца.



Ноябрь



1.Акция «Мы – друзья птиц» - изготовление и развешивание кормушек и сала для синиц.


2.Сочинение «Зелёных сказок» о  лечебных растениях луга. 3.Операция «Листопад» - трудовые десанты.


4.Составление писем-сообщений хозяину экологической тропы от детей о проделанных делах- пополнение копилки «Добрых дел». 5.Экскурсия по маршруту экологической тропы микрорайона. 6.Краткосрочный проект «Экологический театр» - инсценирование интересных случаев из жизни в дсаду и показ малышам экологических сказок.


7.Акция «Продлим жизнь книге – сохраним лес!»


8.Нравственно-экологический праздник «До свиданья, осень!»


ИТОГ: составление календаря природоохранных мероприятий месяца; пополнение копилки добрых дел.



Декабрь



1.Природоохранная акция «Наша Ёлка высока» - листовки и телеграммы для жителей микрорайона о сохранности зелёных красавиц, адреса магазинов, где можно купить искусственные ели.


2.Здоровье-сберегающие операции и трудовые десанты: - «Осторожно, листопад!»;  «Осторожно, сосульки!»; - «Осторожно, гололёд!»


3.Выставка детского творчества «Царство белого цвета». 4.Природоохранные операции: «Птичья столовая»; «Хлебные крошки». 5.Краткосрочный проект «Капелька» (Цветкова,31). 6.Пополнение копилки добрых дел. 7.Нравственно-экологическая акция «Праздничное настроение» - украшение елей во дворе дсада с привлечением родителей, украшение холлов, групп.


8.Оформление новых атрибутов к игре.


ИТОГ: составление календаря природоохранных мероприятий месяца.



Январь



1.Природоохранная акция «Добрая зима» - подкормка птиц, кошек, собак. 2.Спасательные операции: «Осторожно, гололёд!»; «Осторожно, снегопад!»


3.Акция «Мы умеем делать добро!» : пополнение копилки добрых дел. 4.Экологический театр – малышам : постановка рн сказок о животных.


5.Нравственно-экологические праздники: инсценированные концерты с приглашением гостей: Рождество, Крещение, Колядки.


ИТОГ: оформление фотостенда « Что мы делали – покажем».



Февраль



1.Природоохранная акция «Добрая зима» - подкормка птиц и животных на улице. 2.Спасательная операция «Осторожно, снегопад!» 3.Краткосрочный проект «Капелька» (Цветкова,31). 4.Пополнение копилки добрых дел. 5.Акция «С праздником, защитники Отечества!»-выставка детского творчества, выставка цветов.


6.Нравственно-экологический праздник «До свидания, Зима!»


ИТОГ: новые добрые дела в копилку, разработка нового сюжета игры.



Март



1.Акция «Лучший домик для скворца» - изготовление и развешивание гнездовий. 2.Праздничная акция «Мы желаем счастья Вам!» - поздравление друг друга с праздником. дарение подарков, участие в концертах.


3.Природоохранная акция «Экологический светофор»: как живётся птицам, кто где поселился.


4.Выставка цветущих растений, выгнанных к празднику 8 Марта. 5.Нравственно-экологический праздник «Волшебница-Вода». 6.Нравственно-экологическое развлечение «Широкая Масленица». 7.Краткосрочный проект «Вальс цветов» - роспись окон к 8 Марта. 8.Экологический театр – правила поведения в природе.


ИТОГ: оформление фотостенда «Мы дружим с водой!»: фотографии из семейных архивов.



Апрель



1.Краткосрочный проект «Моя дорога в детский сад» - рисунки, рассказы, план маршрута  (вместе с родителями). 2.Приготовить подарок к празднику Земли.


3.Выставка фиалок «В Узамбарском Царстве» - цветы, выращенные детьми дома и в дсаду вместе с родителями и воспитателями. 4.Краткосрочный проект «Радуга над домом» - коллективная роспись окна в группе. 5.Сбор добрых дел в копилку. 6.Выставка поделок и рисунков ко дню образования Краснодарского края.


7.Акция «Продлим книге жизнь» - экскурсия по группам для выяснения, где книгам живётся лучше.


8.Праздник «Книжкины именины».


ИТОГ: проведение выставок к праздникам.



Май



1.Праздничная акция «С днём рождения, детский сад!» - украшение групп, выставки детского


творчества (изостудия). 2.Праздничная акция «Герои живут рядом с нами»-  поздравление ветеранов.


3.Праздник труда «Папа, мама и я- трудовая семья»


4.Экологический театр – малышам. 5.Акция «Чтобы дольше жили книжки» - открытие мастерской «Книжкина больница». 6.Акция «Скоро в школу!» - изготовление подарков выпускникам.


ИТОГ: проведение праздников.



Июнь



1.Природоохранная акция «Защитим природу» - выпуск листовок, развешивание их по посёлку.


2. Нравственно-экологический праздник «Праздник русской берёзки – Троица».(лет.пр.70; Вс.пр.92)


3. Конкурс рисунка на асфальте «Пусть всегда будет солнце». 4. Литературно- экологический праздник «Здравствуй, птичья страна!»(Эк.культ.Цвет.)


5. Участие в худ. выставке «Краски лета».


6. Праздник труда «Папа, мама и я – трудовая семья» -подготовка к летнему сезону.


7. Продолжение ср игры «Тайны тропинок в природу»- выбор маршрута, рисование карт, изготовление атрибутов. 8.Нравственно-экологический проект «Чтобы дольше жили книжки» - походы по группам с целью выяснения, где книжкам живётся лучше всего(подарок - книга о природе). 9.Экологический театр для малышей – показ экологических сказок.


10.Коллективная работа в изостудии «Спасибо нашим докторам!»


ИТОГ: - листовки, призывы « Мы – друзья природы!»; трудовые десанты в огороде, цветнике, ягоднике; открытие мастерской «Книжкина больница»; изготовление подарков выпускникам логопедических групп



Июль



1. Природоохранная акция «Защитим нашу природу» - выпуск листовок, развешивание их по посёлку.


2. Нравственно-экологический проект «Чтобы дольше жили книжки» - походы по группам с целью выяснения, где книгам живётся лучше. 3. Экологический театр –  инсценировка «Да здравствует, мыло душистое!»(Молодова 12) 4. Акция «Неболейка» - как надо закаляться летом, чтобы не болеть.


5. Художественная выставка – «Краски лета».


6. Праздник труда «Папа, мама и я – трудовая семья»


7. Продолжение ср игры «Тайны тропинок  в природу» - выбор маршрута, рисование карт, изготовление атрибутов.


 ИТОГ: - листовки «Мы – друзья природы»;


трудовые десанты в огороде, цветнике, огороде;


открытие мастерской «Книжкина больница»;


изготовление новых атрибутов и декораций к экологическому театру.


 



Август



1. Выставка рисунка « В царстве цветов». 


2. Экологический театр: инсценировка «Как медведь трубку курил» (Молодова, 48)


3. Литературно-экологический праздник «Здравствуй, птичья страна!»


4. Встреча с интересными людьми : приглашение артистов городских театров.


5. Экологические практикумы: - ежедневный обход объектов экологической тропи в дсаду: кому нужна помощь, сбор семян растений для будущих посевов.


6. Проведение уроков Знайки, Мойдодыра и Айболита для малышей


7. Спортивный праздник «Если хочешь быть здоров- закаляйся!»


8. Экологическая викторина «Что можно, а что нельзя!» - о поведении в природе.


ИТОГ:- изготовление атрибутов к новым спектаклям Экологического театра; пополнение страниц фотоальбома новыми кадрами; сбор растений и семян для гербария; сбор коллекций камней и ракушек.



 

Смотрите другие статьи

Автор: Бороздова Татьяна Ивановна Взаимодействие ДОУ и семьи в решении задач гендерного воспитания дошкольников.
Автор: Шума Вера Николаевна ДС № 164 Организация двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста на прогулке
Автор: Коберняк Елена Иванвна Конспект по сказке "Курочка ряба"
Автор: Новичкова Анна Владимировна ДС № 164 "Весточка" г. Тольятти Знакомим детей дошкольного возраста с родословной семьи
Автор: Мубариева Юлдуз Рифовна "Звездный час" по ПДД в старших группах
Автор: Гейнц Ольга Алексеевна Садовые и полевые цветы
Автор: Белобрюхова Татьяна Владимировна АНО ДО Сотрудничество ребенка и взрослого посредством хореографии
Автор: Трегубова Екатерина Николаевна воспитатель МАДОУ - детский сад № 108 г.о. Самара Приобщение родителей к формированию здорового образа жизни
Автор: Александра Детское воровство. Что делать, если ребенок ворует?
Автор: Баймуратова Наталья Александровна Игры на даче, пляже или в парке