Обучение письму пятилетних детей

Автор:Анна Жумабаева
Дата публикации:30.01.2014
Просмотров:3499

Обучение письму пятилетних детей

      Много мнений высказывалось по поводу того, что обучать детей читать, считать и писать до пяти лет слишком рано. Но суровая реальность нашей жизни такова, что после пяти оказывается поздно. Требования, предъявляемые к ребенку при поступлении в первый класс, оказываются весьма высокими.

     Именно с пятилетнего возраста у ребенка формируется начальная стадия выработки произвольного внимания, уравновешивание процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, формирование различных видов памяти – зрительной, слуховой, фонетической, артикуляционной, мышечно – тактильной.

    Важно, чтобы родители сознавали степень физиологической зрелости своего ребенка.

    Первая и самая главная задача родителей состоит в физических тренировках мелких мышц пальцев ребёнка и выработки усидчивости. Начните с того, что понаблюдайте, как ваш ребенок сидит за столом – развалившись, согнувшись крючком, или вскакивая ежеминутно. Рабочее место ребенка должно быть оборудовано в соответствии с его ростом и физиологическими нормами.

    Правильно подобранные  стол, стул позволит родителям  устранить имеющиеся недостатки и создать комфортные условия для успешной учебной деятельности. Правильная посадка, так же как и правильная осанка – незаменимое качество для выработки аккуратности и точности при письме. Выработать красивый почерк у ребенка помогают и различные виды игровой деятельности, такие,  как конструирование, лепка, рисование, аппликация, собирание мозаики, пазлов, или создание поделок из природного материала.

    Прежде чем приступать к любому из этих занятии, следует провести легкую пальчиковую разминку, тренирующую мелкую моторику рук. Возьмите на вооружение несколько таких забавных игр.

 

  • «Пальчики здороваются» (каждый палец поочередно соприкасается с большим пальцем на одной руке или же пальцы левой руки здороваются с соответствующими пальцами правой)
  • «Весенние цветочки» (из сжатого кулака по  одному разгибаем пальчики) 
  • «Вышла курочка гулять» (сложенные щепоткой пальчики собирают мелкие бумажки со стола)
  • «Кошки - мышки» (левая кисть перебирает пальцами по столу вслед за правой, затем наоборот).

 

       Ежедневные занятия по тренировке мелкой моторики рук (лепка из глины, пластилина, солёного теста, конструирование, мозаика и т.п.) достигли достаточного мастерства, пора переходить к выработке правильного держания авторучки.

    Для этого рекомендуется игра «посоли листочек солью». Правильно собранные щепотью пальчики и расположение соленых дорожек точно по разлинованным линиям, так и напрашиваются на то, чтобы вложить в них карандаш или ручку. Лёгкое порхание по строчкам без чрезмерного нажима письменным прибором раньше достигалось с помощью перьевых ручек с чернилами. Стоило только с силой надавить пером, сразу расплывалась чернильная клякса. Но так как сейчас чернильные ручки - большой раритет, то предлагаем воспользоваться опытом японских педагогов и приучить ребёнка к лёгкости пера через маленькую беличью кисточку и красную тушь. Рисуйте кистью и красками всё что угодно – орнаменты, бабочек, кораблики или капельки дождя на стекле. Лишь бы рисунок требовал тонкой прорисовки мелких деталей.

    Вообще, при подготовке детей к школе стандартные раскраски, купленные в магазине, следует заменить на другие, более сложные формы рисунка. Пусть ребёнок самостоятельно по памяти рисует различные замкнутые фигурки, многогранники, звёздочки, непрерывные волнистые линии с различными поворотами направо - налево, вверх-вниз. Можно усложнять задания, предлагая ребёнку восстановить рисунок по точкам, начертить дорожку по стрелочкам, или увеличить рисунок – образец в два раза. Так постепенно, ненавязчиво можно перейти от рисования к письму. Каждая буква практически состоит из «овалов», «крутой волны» и «рыболовных крючочков» разного размера и в разном сочетании. Ни в коем случае не давайте ребёнку сразу нудных, монотонных заданий, где есть только четко разлинованная бумага, один образцово – показательный крючок и целая страница для воспроизводства его точных копий – клонов. Вам нужна волна – рисуйте море во время шторма, вам нужен овал – рисуйте дерево, на котором созрели 999 груш (или слив, или яблок, или мандаринов).

    Теперь следует уточнить у своего ребёнка, все ли печатные буквы он выучил по разрезной азбуке, любимым кубикам или магнитным буквам – картинкам. Уверенно ли может прочитать печатное слово хотя бы по слогам.

    Самое понятное и близкое слово для ребёнка – это его собственное имя. Пусть он применит свои навыки письменной речи, оставив свой автограф под каждым красивым рисунком, подписав личные вещи типа стула, шкафчика или своей вешалки в гардеробе. Не ругайте ребёнка за сделанные грамматические ошибки. Эта задача уже для следующего, школьного этапа обучения. Лучше соберите его рисунки со смешными подписями, сделанными его рукой, и уберите в архив на ближайшие 10-12 лет. Будет что подарить вашему ребёнку на выпускной!

Смотрите другие статьи

Автор: Уварова Ирина Андреевна «КОНКУРСЫ и ВИКТОРИНЫ»
Автор: Miga ОЛАДЬИ С ЯБЛОКАМИ.
Автор: Александра Как справиться с негативными эмоциями малыша
Автор: Мубариева Юлдуз Рифовна "Звездный час" по ПДД в старших группах
Автор: Мубариева Юлдуз Рифовна, воспитатель МДОУ "детский сад №1 "Радуга" Занятие по рисованию в старшей группе «Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи»
Автор: учитель - логопед Съемщикова Лариса Аркадьевна Надо ли учить дошкольника читать?
Автор: Грехова Марина Геннадьевна ДС № 164 Речевое развитие старших дошкольников посредством экспериментально-исследовательской деятельнности.
Автор: Составитель: Кокорина М.П. Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников.
Автор: неизвестен МЕТОДИКА НЕЛЕПИЦЫ
Автор: Учитель -логопед Рудык Фаина Семёновна КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ НА ТЕМУ: «УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГА «У»