Взаимодействие ДОУ и семьи в решении задач гендерного воспитания дошкольников.
Взаимодействие ДОУ и семьи в решении задач
гендерного воспитания дошкольников.
Необходимым условием успешной полоролевой социализации дошкольников является взаимодействие с семьей, так как только единство дошкольного образовательного учреждения и семьи позволит эффективно решать задачи полоролевого воспитания.
Основываясь на современных подходах к организации взаимодействия ДОУ с семьей можно выделить наиболее значимые направления и формы взаимодействия дошкольников:
- повышение уровня педагогической культуры родителей, их гендерной компетентности;
- вовлечение семьи в участие в образовательном процессе ДОУ.
Включение данной задачи в федеральные требования связано с тем, что гендерная составляющая является показателем качества образования.
Причина пристального обращения к проблеме связана с тем, что в дошкольном детстве решаются три важные задачи, которые связаны с особенностями социально-личностного развития человека:
- формирование у ребенка привлекательности его гендерной роли, которая формируется до 7 лет, а в дальнейшем влияние педагогов и родителей на этот процесс невозможно;
- гендерную идентичность нельзя путать с полоролевой идентичностью. Гендерная идентичность определяет социальный пол и зависит от тех условий и норм полового обеспечения, которые существуют в данном обществе.
В связи с этим недопустимо «жестко привязывать» поведение ребенка, его интересы к биологическим особенностям. Только тогда будут в обществе мужчины, готовые и в доме убрать, и прийти на помощь женщине. Ребенок должен быть готов к смене ролей или их взаимозаменяемости, т. е. принимать гендерное равенство;
- формирование навыков общения между мальчиками и девочками. Исследования Т.А. Репиной обнаружило низкий уровень контактов между мальчиками и девочками с 3 до 7 лет.
Решением проблемы может быть объединение мальчиков и девочек в различных видах деятельности: аппликации, рисовании, конструирование, игре. Взаимодействие ДОУ с семьей в вопросах гендерного воспитания дошкольников должно носить дифференцированный характер. Т.А. Репина считает крайне важным учет в процессе полоролевого воспитания конкретной ситуации социального развития ребенка. Под этой ситуацией Т.А. Репина понимает положение ребенка в семье: полная или неполная семья; наличие братьев, сестер; положение старшего, младшего или единственного ребенка, гендерные стереотипы родителей. Мы изучаем семейные условия воспитания, кто из членов семьи особенно близок ребенку, кого он больше слушается, какие игрушки ему покупают. Необходимо знать и положение ребенка в группе детского сада (популярность его в среде сверстников).
Планирование содержания просветительской деятельности ДОУ должно осуществляться на основе анализа состава семей ДОУ и проблем, которые испытывают родители в воспитании мальчиков и девочек.
С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек в «Уголках для родителей» оформлялась наглядная информация. На родительских собраниях выступали специалисты, психологи, медики, многодетные семьи обменивались родительским опытом по воспитанию дружбы, взаимопомощи между детьми в семье. Очень хорошо приглашать в гости к детям родителей – представителей различных профессий: швею, врача, тренера спортивной школы.
Вовлечение семей в участие в образовательном процессе ДОУ является одним из приоритетных направлений взаимодействия с семьей. Используются различные формы вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ. Участие родителей в создании предметно-развивающей среды, организация семейных конкурсов: «Неделя добрых дел в семье», «Рыцарский турнир», «День матери», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Лучшая семейная поделка».
Важным направлением гендерного воспитания является подготовка дошкольников к выполнению будущих семейных ролей, формирование семейных ценностей.
В условиях обостряющегося кризиса семьи, разрушения семейных идеалов задача будущего семьянина, начиная с дошкольного возраста особенно актуальна.
Эффективное решение возможно только при взаимодействии ДОУ и семьи. Положительно зарекомендовали себя в педагогической практике такие формы:
- составление родословной семьи, вовлечение в этот процесс родителей, бабушек, дедушек, детей;
- создание фотоальбомов с семейными увлечениями;
- изготовление различных поделок, для поздравления близких;
- создание семейных коллекций.
Совместная деятельность родителей и детей способствует сплочению семьи, пробуждению у детей интереса к истории своей семьи, помогает родителям лучше понять своих детей.
Отдельно нужно сказать об участии отцов в воспитании детей в современной семье. В связи с ростом в настоящее время числа неполных семей многие дети лишены мужского общения в семье, не имеют в качестве объекта для подражания мужской модели поведения. Крайне важно вовлекать отцов воспитанников в образовательный процесс, приглашать их на встречи с детьми как представителей мужских профессий.
Эффективное решение задач полоролевого воспитания возможно только в тесном содружестве семьи и детского сада.