Приобщение детей к культуре здорового образа жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения
Приобщение детей к культуре здорового образа жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения
Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и к окружающим. В этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию культуры здорового образа жизни, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
В период дошкольного детства важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Наш детский сад работал в системе эксперимента по данному направлению в течение трех лет. Все три года группа, где я работаю, являлась экспериментальной. В своей работе мы использовали такое понятие (слайд), как «культура здорового образа жизни». Под культурой здорового образа жизни ребёнка-дошкольника понимается совокупность трёх компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, оздоровительной компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Основной целью работы с детьми в ДОУ является формирование у них осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни, накопление знаний о здоровье.
В своей работе мы выделили несколько компонентов здоровья: (слайд)
- Психологическое здоровье,
- Физическое здоровье,
- Соматическое здоровье,
- Нравственное здоровье,
- Духовное здоровье.
В результате проведенной нами ранее диагностики выяснилось, что не у всех детей в дошкольном возрасте эмоциональное развитие протекает благополучно, что проявляется во внутренних переживаниях (наличии тревожности, низкой самооценке и др.) и нарушениях в поведении (расторможенности, негативизме, конфликтности, агрессивности и т.д.).
В связи с этим мы с педагогом – психологом ДОУ выделили следующие задачи по формированию психологического здоровья детей в нашей группе (слайд)
- Обучение положительному взаимоотношению и принятию других людей;
- Обучение рефлексивным умениям;
- Формирование потребности в саморазвитии.
Так, в группе для детей 4-го года жизни, в 2006 – 2007 учебном году, мной проводились игры и упражнения направленные на знакомство с основными эмоциями человека: «Мимическая гимнастика», «Разноцветная вода», «Настроение». (слайд)
Игры и упражнения, направленные на овладение вербальными и невербальными средствами общения: «Испорченный телефон», «Угадай-ка», «Через стекло» (слайд)
Игры, направленные на преодоление замкнутости, пассивности, скованности и двигательное раскрепощение ребенка во время общения: «Свободный танец», «Изображаем животное», «Походки», (слайд)
Игры, направленные на осознание ребенком самого себя, собственной индивидуальности: «Слушаем себя», «Кто я», «Рисуем себя» (слайд)
Игры и упражнения, помогающие ребенку увидеть и понять другого человека, партнера по игре и общению: «Бюро находок», «Слепой и поводырь», «Проигрывание ситуаций» (слайд)
Для сохранения психологического здоровья в группе для детей 5-го года жизни мной проводились игры и упражнения, направленные на коррекцию конфликтности: «Спина к спине», «Мои друзья», «Ролевая гимнастика», «Закончи ситуацию», беседы: «Как поступить», «Как правильно дружить» (слайд)
Игры и упражнения, направленные на коррекцию агрессивности: «Брыкание», «Медвежата», «Высвобождение гнева», «Прорви круг» (слайд)
Упражнения, способствующие преодолению застенчивости у детей: «Веселая зарядка», «Торжественная речь», «Окажи внимание другому» (слайд)
Игры и упражнения, направленные на преодоление замкнутости у детей: «Закончи предложение», «Назови свои сильные стороны», «Разыгрывание ситуаций» (слайд)
В старшем дошкольном возрасте основными педагогическими формами и методами формирования психологического здоровья детей являются: (слайд)
- Проведение специально разработанных, комплексных (совместно с психологом), занятий с детьми;
- Работа по развитию уверенности в себе, веры в собственные силы;
- Психологические игры и упражнения на формирование у детей положительных эмоций, а также на коррекцию негативных эмоциональных состояний, таких как тревожность, агрессивность, импульсивность, конфликтность;
- Игры и упражнения на повышение самооценки;
- Решение проблемно-практических ситуаций;
- Игры-драматизации;
- Подвижные игры;
- Чтение и анализ сказок;
- Беседы;
- Творческие игры;
- Сочинение сказок;
- Коллективное рисование.
Также детям нравятся эмоциональные разминки (похохочем; покричим так, чтобы стены задрожали; как будто кричит огромный, неведомый зверь и т.д. (слайд).
Часто мною используются минутки покоя:
- посидим молча с закрытыми глазами;
- посидим и полюбуемся на горящую свечу;
- ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;
- помечтаем под эту прекрасную музыку.
Совместно с педагогом – психологом ДОУ разработаны варианты цветовых рефлексий «Здоровячок», «Мое настроение». (слайд)
Для полноценного развития физического здоровья детей нашей группы мы с физинструктором использовали различные комплексы гимнастики: (слайд) утренняя гимнастика с элементами йоги, дыхательными упражнениями, гимнастика пробуждения, с элементами коррекционной гимнастики, физминутки, динамические и активные паузы.
Ежедневно в своей работе использую пальчиковые игры. (слайд) Систематические упражнения пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
В нашей группе имеются картотека стихов, сопровождающих упражнения, пособия по развитию мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений (прищепки, пробки, счетные палочки, пуговицы, мячи-ежики и т.д.)
Одним из важных условий формирования культуры здорового образа жизни детей мы считаем обеспечение достаточного уровня их двигательной активности.
В группе созданы необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а также для их расслабления и отдыха. В группе (слайд) имеется физкультурный уголок, в котором сосредоточены дидактические пособия, схемы, график, модели, обеспечивающие детям возможность под руководством взрослого накапливать свои впечатления, знания, выделять те или иные объекты мира физической культуры и здоровья. Вместе с детьми и родителями мы изготовили нестандартное оборудование, тренажеры.
С целью укрепления соматического здоровья воспитанников проводятся различные мероприятия:
Например, для укрепления зрения детей я использую: (слайд)
- зрительные гимнастики, которые дают возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой;
- тренировочные упражнения для глаз;
- массаж глаз, который помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза.
(слайд) Ежедневно провожу закаливающие мероприятия, которые повышают не только устойчивость к влиянию плохой погоды, но и совершенствуют, мобилизуют резервные возможности адаптационных систем, чем обеспечивается профилактика простудных и др. заболеваний. После дневного сна дети выполняют ряд упражнений: (слайд) потягивание, повороты головы, массаж рук, ног, живота и т.д. Затем делают упражнения на массажных ковриках и проходят по массажным дорожкам.
Для приобщения детей к здоровому образу жизни ежедневно использую «Гимнастику маленьких волшебников». (слайд) Дети здесь не просто «работают» – они играют, лепят, мнут, разглаживают свое тело, видя в нем предмет заботы, ласки, любви. Делая массаж живота, шеи, головы, рук, ушных раковин и т.д., ребенок воздействует на весь организм в целом. У него полная уверенность в том, что он действительно творит что-то прекрасное, все это развивает у ребенка позитивное ценностное отношение к собственному телу. Эту гимнастику дети выполняют в любое свободное от занятий время.
В течение всего дня я выискиваю минутку, чтобы доставить детям удовольствие, выполняя следующие упражнения: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно-мышечной системы ребенка.
Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии, укрепляет их нравственное здоровье. Мелодия действует особенно эффективно на гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Я использую музыку на занятиях, во время приёма пищи, перед сном и во время сна.
В рамках формирования нравственного и духовного здоровья воспитанников педагогами нашего ДОУ (и мною в том числе) создан цикл познавательных занятий для детей среднего и старшего дошкольного возраста, направленных на формирование культуры ЗОЖ.
В нашей группе проводятся занятия различной направленности (обучающие, игровые, тренирующие, оздоровительные, занятия с включением творческого мышления в двигательной деятельности).
На занятиях решается ряд задач: (слайд)
Развивающая задача
- развивать у детей познавательные психологические процессы;
- помочь осмыслить систему мероприятий, способствующих оздоровлению человека;
Образовательная задача
- дать детям знания о строении своего тела, внутренних органов и систем, их взаимосвязи с природными факторами.
Воспитательная задача
- дать детям уверенности в себе;
- создать бережное отношение к своему здоровью.
Так на занятиях «Для чего мы чистим зубы» и «Гигиена приема пищи» дети приобщаются к культуре поведения, личной гигиене. На занятиях «Зеленая аптека» воспитанники знакомятся с лекарственными растениями близкого окружения. Ребята заново узнают ромашку, одуванчик, крапиву и рассказывают, как лечились этими растениями. Знания детей, полученные на познавательных занятиях, используются в играх, дома при лечении собственных недомоганий. Я использую в режиме дня образовательные ситуации, способствующие формированию у дошкольников осознанного отношения к собственному здоровью и основы безопасности жизнедеятельности.
Кроме теоретических сведений, на занятиях дети овладевают практическими приемами оздоровления, такими как: (слайд) самомассаж, точечный массаж, дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз, приемами физиологического и психического расслабления, упражнениями по профилактике плоскостопия и т.п.
Для формирования знаньевого компонента культуры ЗОЖ в группе создан мини-музей «Волшебница вода». Одна из целей создания мини-музея: показать значение воды в жизни человека, научить детей правилам поведения во время отдыха на реке, море, умению и желанию экономить воду.
Также мною разработан перспективный план работы с родителями воспитанников по формированию у детей культуры ЗОЖ.
Вопросы воспитания здорового ребенка решаются в тесном контакте с семьей. Они предусматривают ознакомление родителей с результатами диагностики физического развития ребенка, пропаганду общегигиенических требований, необходимости рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания. (слайд) Эта работа ведется в тесном контакте с мед. персоналом. Формирование у родителей культуры ЗОЖ осуществляется через знакомство содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
(слайд) Наиболее эффективными формами работы с родителями являются вечера вопросов и ответов, совместные занятия детей и родителей в спортивных праздниках и развлечениях, туристических походах, тематические семинары.
На информационном стенде для родителей работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств, такие как «Растим детей здоровыми» и т.д.
Члены семей воспитанников моей группы являются активными участниками образовательного процесса. Совместно с родителями мы проводим: Недели здоровья, Дни открытых дверей, Спортивные досуги «Мама, папа, я – спортивная семья».
Все это позволяет постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни.
Приобщая детей к культуре здорового образа жизни в нашем детском саду, я думаю, нам удается воспитывать в ребенке потребность к здоровому образу жизни. Наши выпускники будут активны, любознательны, выносливы, легко адаптируются в школьных условиях. Будут обладают всеми качествами гармонически развитой личности.
Работа по данному направлению осуществлялась на основе результатов диагностики воспитанников по изучению особенностей мотивации ЗОЖ, особенностей ценностного отношения детей к своему здоровью и здоровью человека.
Ведущим диагностическим методом являются индивидуальные беседы с детьми, которые подробно разработаны. Провожу наблюдение за поведением ребенк5а в течение некоторого времени (от нескольких дней до 1-2 недель). В соответствии с итогами диагностики строится дальнейшая работа по приобщению детей к здоровому образу жизни.