Подвижные игры как средство развития познавательных процессов дошкольников.

Автор:Малышева И.А.
Дата публикации:17.12.2013
Просмотров:12707

Подвижные игры как средство развития познавательных процессов дошкольников

 

 

 

Малышева И.А.,

 

старший воспитатель МБДОУ детского сада № 402 «Золотая рыбка»

 

г. Нижнего Новгорода

 

 

Каждому периоду детства соответствует свой особый вид деятельности, который в психологии принято называть «ведущим», влияющем на все аспекты развития в каждом конкретном периоде. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности становится игра, потому что именно она вызывает качественные изменения в психике ребенка.

 

Нельзя не согласиться с мнением целого ряда психологов и педагогов, считающих, что подвижная игра имеет огромные возможности в плане развития познавательных процессов людей различных возрастов, в том числе и дошкольников.

 

Особенность подвижных игр состоит в том, что они представляют универсальный вид физических упражнений. Занятия ими оказываю влияние одновременно на двигательную и психическую сферу занимающихся. Выбор поведения в постоянно меняющихся условиях игры предполагает широкое включение механизмов сознания в процесс контроля и регуляции. В результате увеличивается сила и подвижность нервных процессов, совершенствуются функции регуляции деятельности всех систем организма корой головного мозга и центральной нервной системой.

 

Одновременно совершенствуются восприятие и реагирование, так как особенность подвижных игр состоит в мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Беги!», «Стоп!» и т.д. Вместе с ними развиваются способности к анализу и принятию решений, что положительно отражается на формировании оперативного мышления и умственных процессов вообще.

 

Диапазон применения подвижных игр поистине безграничен. С первых лет жизни и на протяжении всего детства игре отдается явное предпочтение перед всеми другими средствами физического воспитания. Подвижные игры можно использовать во всех формах работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста:



    • в утренней гимнастике,
    • на физкультурных занятиях,
    • на прогулке,
    • на физкультминутках,
    • на физкультурных праздниках,
    • в самостоятельной двигательной деятельности детей.



Подвижные игры можно сгруппировать в соответствии с оценкой их влияния не только на развитие физических качеств, но и на формирование структурных единиц психики:



    • памяти – слуховой, моторно-слуховой, зрительной;
    • воображения – творческого, воссоздающего, а также оригинальности решения задач;
    • восприятия – степени развития наблюдательности, объема и адекватности воспроизведения;
    • мышления – способности к анализу, сравнению и обобщению, наглядно-образного и логического;
    • внимания – произвольного, переключения, распределения и устойчивости.



Таким образом, сущность подвижных игр, как ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста, сводится к следующему: ярко выраженная в подвижных играх деятельность различных анализаторов создает благоприятные возможности для тренировки функций головного мозга. Применение подвижных игр в организации физического воспитания дошкольников способствует развитию их познавательных процессов, а следовательно, положительным образом сказывается на подготовке детей к обучению в школе.

 

Примеры игр на развитие внимания



    • «Я – впереди»
    • «Не теряй пару»
    • «Меняемся местами»
    • «У кого больше»
    • «Будь внимательным»
    • «Не ошибись»
    • «Найди свой кубик»
    • «Быстро по местам»
    • «К своим флажкам»


Примеры игр на развитие мышления

 

    • «У кого больше»
    • «Не ошибись»
    • Выполнение упражнение с опорой на схемы



 

 

Примеры игр на развитие восприятия

 

    • «У кого больше»
    • «Не ошибись»
    • «Найди свой кубик»
    • «К своим флажкам»



Примеры игр на развитие воображения

 

    • «Стоп»
    • «Море волнуется раз»



___________________________________

 

* Примечание: игры взяты из книги Руновой М.А. «Движение день за днем»

Смотрите другие статьи

Автор: Евтушенко (www.bedwetting.com.ua) Психологические причины недержания мочи у детей.
Автор: неизвестен Упражнение с помощью траекторий на плакате (методика В. Ф. Базарного)
Автор: Фукалова Ирина Александровна «Путешествие по Ямалу».
Автор: Александра Ожог у ребенка. Что делать?
Автор: Учитель -логопед Рудык Фаина Семёновна КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ НА ТЕМУ: «УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГА «У»
Автор: Газизова Альфина Рисуновна Конспект занятия по сенсорному развитию для детей первый младший группы.
Автор: Александра Шмулевская Что взять с собой в роддом?
Автор: Осокина Людмила Николаевна воспитатель МАДОУ - детский сад № 108 г.о. Самара НОД по социализации "Самара - город мой родной"
Автор: Борисенко Татьяна Владиировна Экологическая сказка "Пожар в лесу" для старшего возраста
Автор: Александра Как правильно стирать детские вещи