Подвижные игры как средство развития познавательных процессов дошкольников.
Подвижные игры как средство развития познавательных процессов дошкольников
Малышева И.А.,
старший воспитатель МБДОУ детского сада № 402 «Золотая рыбка»
г. Нижнего Новгорода
Каждому периоду детства соответствует свой особый вид деятельности, который в психологии принято называть «ведущим», влияющем на все аспекты развития в каждом конкретном периоде. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности становится игра, потому что именно она вызывает качественные изменения в психике ребенка.
Нельзя не согласиться с мнением целого ряда психологов и педагогов, считающих, что подвижная игра имеет огромные возможности в плане развития познавательных процессов людей различных возрастов, в том числе и дошкольников.
Особенность подвижных игр состоит в том, что они представляют универсальный вид физических упражнений. Занятия ими оказываю влияние одновременно на двигательную и психическую сферу занимающихся. Выбор поведения в постоянно меняющихся условиях игры предполагает широкое включение механизмов сознания в процесс контроля и регуляции. В результате увеличивается сила и подвижность нервных процессов, совершенствуются функции регуляции деятельности всех систем организма корой головного мозга и центральной нервной системой.
Одновременно совершенствуются восприятие и реагирование, так как особенность подвижных игр состоит в мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Беги!», «Стоп!» и т.д. Вместе с ними развиваются способности к анализу и принятию решений, что положительно отражается на формировании оперативного мышления и умственных процессов вообще.
Диапазон применения подвижных игр поистине безграничен. С первых лет жизни и на протяжении всего детства игре отдается явное предпочтение перед всеми другими средствами физического воспитания. Подвижные игры можно использовать во всех формах работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста:
- в утренней гимнастике,
- на физкультурных занятиях,
- на прогулке,
- на физкультминутках,
- на физкультурных праздниках,
- в самостоятельной двигательной деятельности детей.
Подвижные игры можно сгруппировать в соответствии с оценкой их влияния не только на развитие физических качеств, но и на формирование структурных единиц психики:
- памяти – слуховой, моторно-слуховой, зрительной;
- воображения – творческого, воссоздающего, а также оригинальности решения задач;
- восприятия – степени развития наблюдательности, объема и адекватности воспроизведения;
- мышления – способности к анализу, сравнению и обобщению, наглядно-образного и логического;
- внимания – произвольного, переключения, распределения и устойчивости.
Таким образом, сущность подвижных игр, как ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста, сводится к следующему: ярко выраженная в подвижных играх деятельность различных анализаторов создает благоприятные возможности для тренировки функций головного мозга. Применение подвижных игр в организации физического воспитания дошкольников способствует развитию их познавательных процессов, а следовательно, положительным образом сказывается на подготовке детей к обучению в школе.
Примеры игр на развитие внимания
- «Я – впереди»
- «Не теряй пару»
- «Меняемся местами»
- «У кого больше»
- «Будь внимательным»
- «Не ошибись»
- «Найди свой кубик»
- «Быстро по местам»
- «К своим флажкам»
Примеры игр на развитие мышления
- «У кого больше»
- «Не ошибись»
- Выполнение упражнение с опорой на схемы
Примеры игр на развитие восприятия
- «У кого больше»
- «Не ошибись»
- «Найди свой кубик»
- «К своим флажкам»
Примеры игр на развитие воображения
- «Стоп»
- «Море волнуется раз»
___________________________________
* Примечание: игры взяты из книги Руновой М.А. «Движение день за днем»